В европейских странах приостановили лечение неинфекционных заболеваний

Лечить так лечить

Всемирная организация здравоохранения серьезно обеспокоилась задержкой в предоставлении плановой медпомощи населению из-за коронавируса. Шутка ли: 70 процентов стран прекратили лечение неинфекционных заболеваний. В большинстве случаев за бортом остались пациенты с артериальной гипертензией и сахарным диабетом.

Несколько частных примеров. В Испании почти наполовину снизилось лечение инфаркта миокарда; в ряде стран приостановлен скрининг рака; на 60 процентов сократилось количество выявленных случаев туберкулеза. Не потому, что население стало здоровее — эти болезни ушли на второй план. При этом только в Великобритании на 20 процентов сократилась вакцинация детей против кори. 

Чем все это может обернуться, догадаться несложно. Поэтому представители ВОЗ и бьют тревогу, призывая страны незамедлительно возобновить предоставление жизненно важных услуг. Полагаю, раскачаться именно сейчас будет непросто, и не факт, что так же ловко, как прежде выскочили, удастся войти в привычную колею. Хотя бы потому, что ломать — не строить.

Возьмем нашу модель. Беларусь не только в ситуации с коронавирусом пошла своим путем. Когда во всем мире сокращался коечный фонд и проходила повальная оптимизация, мы тоже выбрали свою дорогу. Помнится, как лет десять назад некоторые умники призывали перенять европейский опыт и сократить количество стационаров, которых у нас якобы с избытком и на которые приходятся непозволительные 47 процентов затрат в здравоохранении. Мол, если богатые страны такого себе позволить не могут, зачем нам сорить деньгами. 

Только никому не приходило на ум, что благодаря этому эпидемия у нас протекает без паники, мы продолжаем жить почти как прежде, пусть и с усиленной оглядкой на гигиену и дистанцию. Наши поликлиники по-прежнему оказывают помощь всем без исключения. Не остановлена плановая вакцинация детей. Как и прежде, ведется наблюдение беременных. Граждан, которые относятся к уязвимой категории, врач в случае необходимости посещает на дому. Сейчас мы наблюдаем, как якобы избыточный фонд коек и количество больниц, в чем ранее нас пытались упрекнуть, в том числе и представители Всемирного банка, в борьбе с пандемией сыграли определенно решающую роль. Во-первых, смогли развести потоки пациентов, перепрофилировав отдельные больницы под лечение коронавирусной инфекции, минимизировав вероятность перекрестного заражения. Во-вторых, не пришлось в спешке в любом подходящем месте организовывать временные стационары. В-третьих, не жертвовали одними пациентами в пользу других. 

К тому же не исключено, что в ряде европейских государств лечение других заболеваний снижено из-за банальной нехватки медиков, ведь все резервы брошены на борьбу с COVID. Все любят приводить в пример США. Да, в Америке на медицину уходит около 17 процентов ВВП. У нас — втрое меньше. Зато по количеству врачей на тысячу населения мы занимаем высокие позиции: наши 4,4 практикующего врача против 2,6 в США и 3,6 — в Германии. По обеспеченности больничными койками (110 на 10 тысяч населения) мы входим в первую пятерку, обогнав Италию, Францию, Россию. Не потому, что у нас болеют чаще. Потому что страна в свое время мудро поступила, задействовав серьезные резервы для сохранения доступности медицины. Поэтому сегодня, в отличие от других, мы можем позволить себе позаботиться о каждом, у кого есть проблемы со здоровьем. Замечу, это не роскошь и не пустая трата госсредств, а нормальное отношение цивилизованного государства к своему населению.

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter