«Лечить ребенка и не любить его невозможно!»

ДУШЕВНАЯ женщина и понимающий врач. Добрая и при этом отзывчивая. Так о ней говорят, такой знают и любят многие будущие и настоящие мамы Столинщины. 25 лет работы с детьми — а именно столько она занимается организацией оказания медпомощи матери и ребенку в районе — это определенный рубеж, когда накоплен опыт, а мастерство работы с мамами и детьми отточено почти до совершенства.

Таково кредо заместителя главного врача Столинской центральной районной больницы Раисы МИСЮРЫ, 25 лет отдавшей работе с детьми и их родителями.

ДУШЕВНАЯ женщина и понимающий врач. Добрая и при этом отзывчивая. Так о ней говорят, такой знают и любят многие будущие и настоящие мамы Столинщины. 25 лет работы с детьми — а именно столько она занимается организацией оказания медпомощи матери и ребенку в районе — это определенный рубеж, когда накоплен опыт, а мастерство работы с мамами и детьми отточено почти до совершенства.

— Раиса Алексеевна, вы работаете с самыми капризными пациентами — детьми. Какими качествами должен обладать, по вашему, настоящий педиатр?

— Врач должен быть человечным. Лечить ребенка и не любить его — невозможно! Мне, признаться, поначалу было страшно приступить как врачу к лечению детей, не имея своих. Поэтому сначала получила жизненный опыт мамы, а затем стала заниматься лечением других детей. А еще важны доброта и умение слушать. Настоящий врач никогда не отказывается от помощи своего коллеги, гордыня («вот я врач!») здесь ни к чему. Нужно уметь понимать родителей и располагать их к себе, то есть быть психологом. Ведь больной ребенок приводит в шоковое состояние всю семью. И если не будет тандема «врач—родитель», хорошего эффекта не ожидайте. А когда отношения складываются доверительные, результат будет отличным. Иной раз папы и мамы мечутся от одного врача к другому, руководствуясь слухами, догадками, бывает много назначений и — никаких результатов. Но вот последовательность, настойчивость и взаимопонимание между врачом и родителями позволяют добиваться хорошего результата. А если не уделять достаточно времени пациентам, не стоит браться за их лечение. Не стоит вообще идти в эту профессию.

— Какие самые теплые слова признания вы слышали от благодарных мам?

— Моя соседка по дому сказала: «Третьего ребеночка рожаю, но никто мне не рассказывал о детках так, как вы, Раиса Алексеевна». Эта фраза перевернула мое представление о том, что я должна сделать в жизни. Не только вылечить, но и дать мамам и папам знания, которые помогут им воспитать здорового ребенка. Именно поэтому стараюсь участвовать во всех гуманитарных проектах по здравоохранению. С 2005 года у нас реализовывался проект «Здоровое материнство», в 2007-м — «Здоровая семья». Это отличный шанс пополнить знания наших медработников (педиатров, акушеров-гинекологов, акушерок, патронажных медсестер, врачей общей практики, терапевтов) и, безусловно, мам. Проводим кружковую работу в медучреждениях, ярмарки здоровья. Для мам издали пособие «Расти, здоровый малыш!» — только читайте, учитесь, чтобы были готовы к рождению ребенка! К слову, гуманитарный проект «Здоровая семья» закончился, а мы не может с ним расстаться, потому что получаем огромное удовольствие от общения с людьми.

— Несколько лет назад вы победили в конкурсном отборе по программе Community connection и вместе с десятью коллегами из Беларуси побывали в Америке. Какие впечатления и новые знания привезли из-за океана?

— В кругу победителей конкурса были сотрудники медицинского колледжа, РНПЦ «Мать и дитя», столичного роддома, Гомельского медуниверситета, Могилевского педуниверситета... Я, признаться, сочла себя в группе рядовым врачом. А в Америке меня поразили многие вещи. Первое — забота о безопасности детей. Мы посещали школы и видели, что ученики там не беспризорничают. Подходит школьный автобус, в заведении объявляют: такой-то ученик — на выход, автобус прибыл. Ребенка доставят домой — это гарантия, что он не попадет в переделку. Останавливается автобус возле дома, тут же выбрасывается знак «СТОП» — и пока ученик не окажется на безопасном расстоянии от дороги, ни одна машина не проедет. Второе, что меня поразило, — законопослушание. Выходной день, мы всей группой отдыхали на озере. Рядом табличка: купаться запрещено. Некоторые наши коллеги решили ноги ополоснуть — все сидевшие на поляне американцы приподнялись от удивления и возмущения: как это кто-то посмел нарушить закон? И третье — потребность творить добро. Я жила в семье бывшего врача и педагога и были восхищена: пожилой хирург один день в неделю выделял для того, чтобы помогать строить дома для бедных!

Но, между прочим, в Америке поняла: наше здравоохранение — большое достижение. Бесплатно обследуют, пролечат... А в Америке станет плохо — медики в чувство приведут, а потом спросят: кто будет платить за лечение? И, знаете ли, американки в декретном отпуске находятся не более трех месяцев. А я раньше удивлялась, почему у них так остро стоит проблема борьбы за грудное вскармливание. У наших мам в Беларуси есть реальная возможность кормить своих детей грудью, то есть дать им хороший старт в жизни!

— Раиса Алексеевна, есть ли характерные для детей Столинского района болезни?

— У наших малышей довольно высокий уровень заболеваний крови и кроветворных органов. В 2009 году этот показатель был в 1,3 раза выше, чем среднеобластной. И это несмотря на то, что около 75 процентов детишек района в возрасте до 2-х лет получают бесплатное «меню». Работаем с мамами по вопросам рационального питания. На Столинщине немало многодетных семей. И когда дети в семье рождаются чуть ли не каждый год, организм женщины не может накопить запас железа и передать его ребенку. В идеале, конечно, хотелось бы бесплатно давать препараты железа беременным женщинам, но для этого необходимо решение на государственном уровне. Ведь устранение дефицита железа требуется для профилактики многих других заболеваний, особенно связанных со сниженным иммунитетом. Район остается зоной, эндемичной по йоду. Очень рада, что в Столине начато строительство бассейна — прекрасный объект для профилактики заболеваний у детей.

— Не секрет, что в столице совсем другие условия для медработников: новое оборудование, база для повышения квалификации. Не возникало ли соблазна бросить глубинку и найти более высокооплачиваемую работу?

— Этот вопрос в нашей семье никогда не стоял остро. Довольна своим положением, своей работой. А заработная плата... Расчетный листок не беру и не выдвигаю претензий, если лишат за что-то премии. Работы много, район огромный, и не всегда получается добежать до каждого уголка... Однажды на одной из международных конференций по проблемам Чернобыля профессор обратился ко мне с вопросом: «Не хотите жить и работать в Швейцарии?» Я даже не стала размышлять: «Я не могу, у меня родители пожилые, о них нужно заботиться». А учиться можно всегда. Наши специалисты имеют возможность повышать квалификацию на курсах БелМАПо, семинарах, через периодическую печать и другие источники информации. Врач учится каждый день — ведь двух одинаковых пациентов не бывает.

От имени «БН» благодарю за беседу и желаю дальнейших успехов в Вашей  благородной работе.

Наталья СЕРГУЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter