Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как убрать конкурентку и что делать, если уронил партнер? Балерина Людмила Хитрова отвечает на вопросы о своей работе

Лебединая песня

Как есть сладкое и не толстеть и почему все любят «Лебединое озеро»? На вопросы о своей профессии отвечает ведущий мастер сцены Большого театра оперы и балета Беларуси заслуженная артистка Людмила Хитрова.

1 Итак, хочу стать артистом балета. С чего начать?
Сейчас в репертуаре Людмилы Хитровой более двух десятков спектаклей

– С цифр в паспорте. В балет нужно прийти максимум до десяти лет. Начинать позже – поздно. Сейчас профессионально заниматься балетом некоторые дети идут уже с пяти лет. Есть, конечно, исключения: звезды мирового уровня, которые пришли в профессию только в пятнадцать. Но таких один-два на несколько тысяч артистов. Я, к слову, рекомендую еще до поступления в хореографическое училище тренировать свое тело, быть гибким и иметь хорошую растяжку.

2 Как запомнить все движения? 

– Этому учат с детства. Мне, например, сложно запомнить стихотворение, состоящее из трех четверостиший. Но выучить порядок движений в трехактном спектакле труда вообще не составляет. Это специфика профессии. Каждый день мы повторяем одни и те же комбинации, учим новые, опять их повторяем… Сейчас у меня в репертуаре около 20 спектаклей. С большего я помню все партии, но все равно перед выходом на сцену сначала нужно порепетировать. Тогда тело вспоминает движения очень быстро. 

3 Что делать, если уронил партнер? 

– Улыбаться и ни в коем случае не показывать зрителям свои истинные эмоции. Меня, слава богу, никогда не роняли. Но я была свидетельницей таких падений на спектаклях. Конечно, зрители все видят и понимают. Но все равно важно не терять лицо. 

4 Мечта всех балерин – танцевать в «Лебедином озере»? 

– Возможно. Но я, например, в 13 лет мечтала о партии Джульетты. 

5 А хип-хоп станцевать можете?

– Считается, что артист балета может станцевать все что угодно. А вот современный танцовщик классику не станцует. Так что да, балерина при желании может освоить любое направление в хореографии. А вот артист, исполняющий хип-хоп, артистом балета вряд ли станет.

6 Балерины питаются воздухом? 

– Это стереотип. Питание у нас разнообразное: любим и очень сладкое, и очень жирное. Я сладкоежка, не могу отказать себе в какой-нибудь калорийной вкусняшке. Каждый день в моем рационе есть что-то сахаросодержащее, но я контролирую его количество. В остальном стараюсь придерживаться правильного питания. Это отражается не только на моей фигуре, мне просто так нравится. Люблю полезные продукты, от которых легко, хорошо и комфортно. 

7 Фотки в шпагате собирают больше лайков, чем все остальные? 

– У меня нет. На фотографии в Instagram, которая установила рекорд по лайкам, я просто красиво стою под осенним кленовым деревом. На пуантах, но не в шпагате. Думаю, хорошей растяжкой сейчас мало кого удивишь.

8 Дома слушаете только классическую музыку? 

– Нет. Хотя я люблю классику и рада, что ее так много в моей жизни. Но в последнее время предпочитаю тишину. Иногда хочется просто побыть наедине с собой. А чтобы переключиться с работы на дела домашние, включаю в машине любую из современных радиостанций. 

9 Почему самый известный балет – «Лебединое озеро»?

– Это наиболее классический спектакль из всего балетного репертуара. Поэтому он самый популярный и самый кассовый. Благодаря «Лебединому озеру» русский (а если брать шире – советский) балет знают во всем мире. Когда артисты советского театра выезжали на гастроли, они всегда танцевали «Лебединое озеро». Думаю, чудесная музыка Чайковского тоже сыграла не последнюю роль.

10 Как выкрутиться, если во время спектакля забыл движения?

– Главное – не подавать вида. Движения знают только твои коллеги и те, кто очень хорошо разбирается в балете. Поэтому нужно просто продолжать танцевать дальше с улыбкой или печальным лицом – в зависимости от того, что требуется по сюжету. Тело быстро все вспомнит, это называется мышечной памятью. У меня такого, кстати, ни разу не было. Сны снились, бывало. Но в реальной жизни на сцене движения не забывала. 
С мужем Олегом Еромкиным


11 Пальцы болят после спектакля? 

– Конечно. И не только пальцы. Сразу после выступления ничего не болит: слишком много адреналина, ты весь на эмоциях и о теле вообще не думаешь. Боль появляется утром. После классики могут ныть только пальцы, которые все время были напряжены в пуантах. А после современного спектакля могут болеть и спина, и шея, и ягодицы. Разве что уши никогда не болят. 

12 Почему балерины так рано уходят на пенсию?

– Потому что в основе нашей работы – ежедневные физические упражнения. Тело старится, увы, и с этим ничего не поделаешь. Это умственной работой можно заниматься и в 70, и в 80 лет. А танцевать в таком возрасте уже не будешь. После выхода на пенсию можно стать педагогом. Но многие выбирают совершенно иные специальности, не связанные с хореографией. 

13 Как убрать конкурентку?

– Стать лучше. Нужно постоянно работать над собой, тогда она сама по себе уйдет в тень.

14 Раздражают звонящие телефоны? 

– Лично я, когда танцую, слышу в первую очередь музыку, аплодисменты. Но есть сцены (например, когда Жизель теряет рассудок и сходит с ума), которые танцуются в полной тишине. И вот представьте: у вас внутри буря эмоций, а у кого-то в партере звонит телефон… В этой ситуации нужно обязательно слушать себя, свой внутренний голос и ни в коем случае не показывать, что тебе что-то не нравится. Звонящие телефоны – это в первую очередь вопрос уважения зрителя к артистам.

15 В жизни все так же, как в «Черном лебеде»? 

– Нет. Мне вообще не нравится этот фильм. Это полностью художественный вымысел, ничего документального я там не увидела. Его можно просто посмотреть и… забыть. 

ЛЮДМИЛА ХИТРОВА 

Заслуженная артистка Беларуси. Родилась в Караганде (Казахстан), в пятилетнем возрасте переехала с родителями в Нижний Новгород (Россия). В 2006 году окончила Нижегородское хореографическое училище, в 17 лет стала солисткой Красноярского государственного театра оперы и балета. В труппе Большого театра Беларуси – с 2008 года. В 2018-м получила звание заслуженной артистки Беларуси.

leonovich@sb.by 

Фото предоставлены Большим театром Беларуси и из личного архива Людмилы Хитровой.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter