Источник: Знамя юности
Знамя юности

“Знаменке» – 80 лет. «Первую зарплату потратил на джинсы». Бывший герой «Знаменки» вспоминает о своей работе в студотряде

Лайфхаки от командира

«Я до сих пор храню вырезку из «Знаменки»: обо мне тогда написали целый абзац, и даже фотографию разместили», – журналистам нашего издания часто доводится слышать такие признания. Накануне юбилея (10 апреля газете «Знамя юности» исполнится 80 лет) мы решили отыскать тех, кто до сих пор бережет пожелтевшие странички. Если вам тоже однажды посчастливилось увидеть в нашей газете свою фамилию и у вас есть «вещдок», звоните в редакцию по телефону 8 (017) 287–16–84. Причем неважно, как давно мы о вас писали: пять лет назад, десять или 50. И, возможно, в следующем выпуске юбилейного проекта мы расскажем именно о вас.


Среди личных реликвий Владимира Хурсана, педагога из Молодечно, медаль с серпом и молотом, целая коллекция черно-белых фото и номер «Знаменки» от 21 июня 1981 года. Именно в этом выпуске газеты «Знамя юности» на студенческой стройке» (тогда для бойцов выходило отдельное издание) был напечатан указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями наиболее отличившихся организаторов и участников студотрядов. В списке счастливчиков, получивших медаль «За трудовое отличие», был и наш герой, на тот момент четверокурсник историко-педагогического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

Дома держу оригинал, а на работе – ксерокопию

Для тех лет награда была эксклюзивной: в Гродненской области медаль «За трудовое отличие» получили всего семь человек, в своем вузе Владимир был единственным.

– Конечно, о награждении я узнал не из «Знаменки» – все документы собирались заранее. Но газету со своей фамилией сохранил: оригинал лежит у меня дома. На всякий случай сделал еще и ксерокопию, держу ее на работе.

Владимир попал в этот список не за так: в 1980-е он был одним из самых известных студотрядовцев области. Чего только они с ребятами не строили: и мелиоративные каналы под Слонимом, и дамбы на Зельвенском водохранилище, и хлебозавод в Карелии.


– Очень хотелось бы увидеть, что сейчас с объектами, которые мы так усердно строили. Мечтаю съездить посмотреть, но все никак не соберусь.

Проштрафился в студотряде – вылетел из вуза

Первый студотряд – это как первая любовь, шутит Владимир Владимирович, поэтому и помнится он лучше остальных:

– После первого курса меня назначили комиссаром факультетского отряда, для которого мы придумали красивое название – «Славутич». Почему меня? Возможно, потому, что я был старше большинства однокурсников: до поступления в университет успел отслужить в армии, вступить в партию. Да и вообще рано стал самостоятельным: мне было всего восемь лет, когда не стало мамы, учился в школе-интернате.

Два летних месяца будущие историки провели на строительстве механических мастерских на Гродненщине. Режим был, прямо скажем, спартанским: работали по восемь часов в день, с одним выходным в неделю. В семь подъем, затем быстрый завтрак и построение: отряду, который лучше всех сработал накануне, выпадала честь поднимать флаг.

– И это была не формальность. Мы действительно боролись за эту возможность – скрупулезно высчитывали, кто вчера сработал с наибольшим КПД.

Интересно, что бойцам строго-настрого запрещалось купаться – в тот год было много несчастных случаев, вспоминает Владимир:

– Конечно, без нарушений не обходилось. Кто-то втихомолку бегал на речку, кто-то не до конца выкладывался в работе. Но начальству я не докладывал, старался разобраться сам. Ведь позвони я в деканат, незадачливого работника исключили бы не только из студотряда, но и из университета.

Несмотря на единственный выходной, ребята успевали давать концерты в местном клубе, записывать воспоминания ветеранов, проводить спортивные соревнования. Ну и костры с песнями под гитару никто не отменял.

– А по вечерам мы с большим удовольствием читали «Знамя юности» на студенческой стройке» – газета приходила в каждый отряд. До сих пор помню названия рубрик: «Комсомольский прожектор», «Отряд и подряд», «Клуб веселых мастерков», где печатали студотрядовские шутки.


Почти вся первая зарплата ушла на джинсы, которые в конце 1970-х были большим дефицитом. Покупали их на рынке в Гродно, ночью, при свете карманных фонариков.

Любоваться пейзажами некогда


Со временем у Владимира, которого на следующий год повысили до командира, появились свои «лайфхаки». Например, он старался брать поварами замужних студенток, чьи мужья работали в отряде. Расчет был правильный: они хотели накормить всех так же вкусно, как и своих «половинок».

Самой непростой, но интересной была поездка в Карелию: Владимир Хурсан отправился туда во главе зонального отряда «Альтаир». Поезд шел до пункта назначения трое суток. Готовились к поездке заранее: в промышленных масштабах закупали крупы, макароны, тушенку. Даже картошку везли с собой – в Карелии все было гораздо дороже.

– Сейчас многое вспоминается, – ностальгирует Владимир Владимирович. – И тайга, в которую из-за мошкары невозможно было зайти без москитных сеток, и реки, кишащие рыбой, и невероятная природа. Хотя любоваться карельскими красотами времени не было: старались как можно больше заработать. Я копил на свадьбу – после третьего курса женился на своей однокурснице Люде Кисель. Правда, она со мной в студотряд не ездила – только письма писала.


После окончания университета супруги переехали в Молодечно: Владимир Хурсан вел историю в Засковичской школе, военную подготовку – в Турец-Боярской, был директором Полочанской. Почти десять лет работает воспитателем в Молодечненской санаторной школе-интернате:

– У меня в жизни было много хорошего, интересного, но все равно студотрядовские годы вспоминаются как лучшие в жизни. Жалею, что моим детям не довелось узнать, что это такое: когда они учились в вузе, как раз был развал СССР, студотрядов не стало. Очень рад, что сейчас благодаря Белорусскому республиканскому союзу молодежи движение возродилось.

Напоследок Владимир Владимирович поздравляет любимую газету молодости с юбилеем. И обещает, что эту статью он тоже обязательно сохранит – для истории.

krupenk@sb.by,

фото Евгения СУХОВЕРХА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter