Минск
+1 oC
USD: 2.12
EUR: 2.36

Лауреаты спецпремии Президента: в мозаике алтаря Всехсвятского собора совмещены каноны и творческий подход

В мозаичном оформлении алтаря храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, удалось совместить церковные каноны и творческий подход, рассказала член Белорусского союза художников Алевтина Башкатова. Об этом пишет БЕЛТА.

Авторский коллектив, в состав которого входят также доцент кафедры монументально-декоративного искусства Белорусской государственной академии искусств Денис Чубуков и мастер производственного обучения этой же кафедры Кирилл Орсик, занимался отделкой купола в алтарной части храма. В реализации проекта участвовал настоятель прихода протоиерей Федор Повный. Благодаря ему удалось совместить каноны и творческий подход.

— Необычность панно в том, что здесь изображено небо. Обычно купола выстилают золотом. Отец Федор предложил сделать светлый орнаментальный фон в серебристо-розовых цветах, что для церковного искусства не всегда характерно. У меня возникают ассоциации с белорусским орнаментом и рушниками. Кроме того, мы придумали чешуйчатый фон. В мастерской из золота создается чешуя размером с ладонь, которая выкладывается друг за другом. Здесь требуется много труда, зато получается интересный эффект: не видно, что работа выполнена вручную, — поделилась Алевтина Башкатова.

По словам Алевтины Башкатовой, от создания эскиза до воплощения потребовалось четыре года, саму же мозаику выкладывали около года.

— Общая площадь панно в алтарной части составляет 400 квадратных метров. Над проектом трудились художники-монументалисты из мастерской «Артель-арт» и студенты Белорусской государственной академии искусств, — рассказала она.

Панно такого масштаба в Беларуси ранее не создавалось. Основные работы велись в мастерской. Сначала подготовили эскизную часть, затем макеты в натуральную величину. Их вешали на стены в храме и вносили корректировки. Только после этого начали выкладывать мозаику из глушенного цветного стекла и золотой смальты. Панно делали из отдельных камушков, средний размер которых составлял 6 х 6 мм, мелкие, до 1 мм, использовались для выкладки ликов или рук.

Архитектурная среда храма позволяла сделать достаточно длинную композицию. В центральной части панно представлен один из важнейших сюжетов в религиозном православном искусстве — святое причастие. Вверху на куполе расположено распятие, что тоже является нестандартным решением, а напротив — изображение Богородицы.

За оформление алтаря храма-памятника авторский коллектив удостоен специальной премии Президента.

— Безусловно, получение премии для нас приятно и почетно, ведь наше творение удостоили столь высокой награды. Такие премии важны для поддержки творческих людей. И здорово, что это оценивается на государственном уровне, — подчеркнул доцент кафедры монументально-декоративного искусства БГАИ Денис Чубуков.

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...