21 апреля - у христиан начинается пасхальная Светлая седмица.
27 апреля - Антипасха, Фомино воскресенье.
Предстоит праздничная пасхальная неделя, когда принято ходить друг к другу в гости, навещать старших и тех, кто хворает. А навещают у нас, как правило, далеко не с пустыми руками, да и гостям на стол ставят отнюдь не только чай. По традиции к большим праздникам всегда поддерживали тех в роду, у кого достаток невелик.
Почетное место на праздничном столе всегда занимали мясные блюда. В Беларуси сохранялись традиции практически безотходной, умелой работы с мясом. К разделке "падгадаванага кабанчыка" подходили максимально по-хозяйски, в дело шло практически все: "дробнае" мясо съедалось сразу, наливались "крывянкi з грэцкiмi крупамi" и запекались в духовке до хрустящей корочки. Сальтисоны и "вантрабянкi" с большим количеством чеснока, тмина, перца, перетертого лаврового листа, кориандра - тоже наш брэнд. Сало толстое ("на пяць пальцаў добрага гаспадара") коптилось на можжевельнике и солилось с чесноком, тмином и тем же кориандром. Шинки и руляды, пастрома - всего на столе должно хватать в этот праздник вдоволь.
Колбаса как один из основных видов мясных продуктов знакома белорусам с давних времен. В национальной бытовой культуре она символизирует сытость и еду "ад пуза". Такое представление совпадает и с западноевропейским, где колбасы выступают символом гипертрофированного карнавального обжорства и так называемого "золотого века", о чем у нас говорили так: "Мiнулiся тыя часы, калi ляталi каўбасы". Во время карнавала, мясопуста и фашинга (у поляков, французов и немцев) связки и кольца колбас выступают главным атрибутом во время праздничных шествий, совпадающих по времени с нашей Масленицей. Белорусские "увiшныя гаспадынькi" знали особые рецепты приготовления разнообразных колбас: отварные подавались к столу с хреном (его готовили со свекольным соком или нежным, со сметаной), шли на мачанку, подкопченные и сыровяленые готовились с пряностями, ягодами "ядлоўца", вялеными синими сливами, обжаренными орешками... Маленькие, тоненькие, подкопченные колбаски использовались также в приготовлении особого борща - красного, как вино, со свиными "скабкамi" и грибами. Необыкновенно вкусные колбаски получались из тертой, как на драники, картошки с поджаренными шкварочками и луком.
Для белорусской традиции характерны на "Вялiкдзень" и особые песни - "валачобныя". В них воспевается простой "селянiн", но предстает он одетым в кунью шубу, "пане Iване", живущий в настоящем дворце, где в одно окошко светит солнце, а в другое "месячык", и все "святыя празднiчкi" - ему "памочнiкi". За пение таких величальных песен как главное вознаграждение выносилась именно колбаса, выступавшая щедрым даром и символом достатка хозяев. Колбасы, как правило, подавались и по другим большим календарным и семейным праздникам - на Коляды, свадьбу, крестины. "Рэшата каўбас" становилось олицетворением зажиточности хозяев и даже выступало в некотором смысле объектом зависти, отсюда и: "Не будзь ласы на чужыя каўбасы". Именно колбаса в своем собирательном значении становится стимулом для труда, работы, повышения достатка. И тогда наступит такое изобилие, что "пiрагамi i каўбасамi будуць вароты пападпiраныя". Натуральная форма колбасы - кольцо - рассматривалась и как магический элемент замкнутого круга, потребительского пространства. В общем, все хорошо и жизнь удалась, когда "Сорак яек на паўмiску, каўбасой абкружаны".
Советская Белоруссия №73 (24456). Пятница, 18 апреля 2014 года.