Ларьки загонят под землю?

В ближайшие месяцы остановочные пункты в  центре Минска могут лишиться привычных киосков. Впрочем, этот вопрос, вызвавший достаточно большой резонанс и среди общественности, и среди предпринимателей, по-прежнему остается открытым

В ближайшие месяцы остановочные пункты в  центре Минска могут лишиться привычных киосков. Впрочем, этот вопрос, вызвавший достаточно большой резонанс и среди общественности, и среди предпринимателей, по-прежнему остается открытым. 

За  газетой в  гипермаркет?.. 

Такой вид торговли, как коммерческий киоск, появился в столице в условиях формирования рыночной экономики. В переходный период, когда торговая сеть была развита недостаточно, проблемы по ассортименту товаров решались именно таким образом. «Однако сегодня работа объектов мелкой розницы противоречит современным требованиям, предъявляемым к организации торговли и обслуживания населения. Кроме того, недостаточная торговая площадь киосков не способствует внедрению высокотехнологичных и эффективных процессов в сфере торговли. Не соответствуют они и эстетическому уровню», — указывает зам-председателя Мингорисполкома Олег Табанюхов. 

Выступая на итоговой коллегии, министр торговли Александр Иванков признался: прежде чем принять решение о сносе киосков в белорусской столице, специалисты Мингор-исполкома проводили консультации с его ведомством и нашли полное понимание в этом вопросе. Иванков отметил, что основная волна праведного гнева, направленного  в адрес киосков, заключается в «пивном» вопросе. По словам министра, более 70 % контрабандного пива, ввозимого в Беларусь, реализуется именно через них. При этом оборот последних зависит от доходов от реализации пива и слабоалкогольных напитков на 60—70 %. «Если бы их отрезали от пивной реализации, они все равно бы свернули бизнес», — пояснил Иванков. 

В качестве альтернативы места для совершания покупок специалисты Мингорисполкома предложили минчанам пользоваться иными форматами розничной торговли. В принципе, существующая инфраструктура позволяет сделать это — в настоящее время в Минске действуют более 2,5 тыс. магазинов различных форм собственности и свыше 1,5 тыс. объектов общественного питания. Также в городе работают 34 крупных торговых центра и 22 рынка. При этом столичные власти собрались ликвидировать не только те киоски, которые находятся на остановочных пунктах. Уже сегодня звучат обещания убрать и киоски по продаже билетной и печатной продукции, а также овощные лотки. Считается, что в будущем реализаторы газет и журналов поменяют «прописку» и переедут под теплые крыши гипермаркетов. Но сложно представить, что для того, чтобы разжиться свежей прессой, минчане начнут чаще ходить в магазины. 

Ниже  ватерлинии 

Возможно, причина «крестового похода» Мингорисполкома на киоски кроется отнюдь не в стремлении упразднить конкурента крупных торговых форматов – супер- и гипермаркетов, а также сетевых магазинов. По мнению специалистов, занимающихся риелторским бизнесом, основной интерес столичных властей касается совсем иных материй: «заселения» пустующих торговых помещений в подземных переходах вновь открытых станций метро, а также переоборудованных старых. Взявшись за организацию подземных мини-рынков, столичные власти не рассчитывали, что чрезвычайно затратные с инвестиционной точки зрения проекты окажутся совсем не востребованными малым и средним бизнесом. По некоторым оценкам, сегодня пустует до 60 % существующих подземных павильонов. 

Впрочем, специалисты рынка недвижимости признают, что для мелких предпринимателей подобное предложение вряд ли окажется интересным. Во-первых, в киосках продают обычно недорогой товар повседневного пользования. Когда речь идет об аренде торговых площадей от 30 кв. м и выше, то при нынешнем уровне цен в Ђ 15—30 за «квадрат» бизнес киоскеров становится совсем нерентабельным. Владельцам киосков придется полностью менять ассортимент — с тем, чем они торгуют сегодня, делать в торговых центрах нечего. 

Во-вторых, с точки зрения посещаемости такой формат, как торговый павильон, в торговом центре или в переходе метро значительно уступает киоскам на остановочных пунктах. Человек, ожидающий наземный транспорт, в праздном времяпровождении уделит больше внимания ассортименту киоска, нежели пробегая в плотном пассажиропотоке по подземке. 

«Скорее всего, эти предприятия попросту умрут, — отмечает замдиректора компании «Твоя Столица Консалт» Юрий Попов. — Предприниматели, которые арендуют площади в современных торговых центрах, — это совершенно иной уровень ведения бизнеса. Да и обороты здесь совершенно иные». 

Новая  надежда 

Впрочем, вопрос о сносе коммерческих киосков в ближайшее время будет дополнительно пересмотрен. Как сообщил начальник управления предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома Александр Калиновский, у него появилось несколько новых аспектов, среди которых не только продолжение деятельности предпринимателей, но и обеспечение населения необходимыми товарами. 

В настоящий момент руководство Мингорисполкома решает оставить ли те киоски, которые еще работают, и вернуть на место уже снесенные либо продолжить процесс ликвидации. Но в любом случае речь будет идти о реорганизации этого торгового формата. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter