Некоторые рекламодатели наловчились обходить закон и норовят всучить подороже какую-нибудь дешевую вещь

Лапша на уши. Высший сорт

Некоторые рекламодатели наловчились обходить закон и норовят всучить подороже какую-нибудь дешевую вещь.

Потребители быстро пресыщаются слишком простыми рекламными “агитками”. Видя это, современные производители стремятся представить свой товар более ярко, броско, заманчиво. И порой заходят слишком далеко.

“Панацея”

Не так давно Министерство торговли запретило рекламу продукции фирмы “Алтайский знахарь”. Обычная пищевая добавка подавалась как некое уникальное средство, способное исцелить чуть ли не от всех болезней. Заплатив немалые деньги, люди занимались самолечением с помощью препаратов, которых и в помине нет в перечне лекарств, утвержденном Минздравом.

Гомельский пенсионер Геннадий Кащенко попался на удочку хитроумных “лекарей” от этой фирмы “случайно”:

— Жена принесла домой газетку с приятным названием “Будьте здоровы”, в которой расхваливались качества различных чудодейственных препаратов. Там же содержались отзывы тех, кто на себе испробовал эти целительные снадобья, — “избавившихся” от аллергии, облысения и многих других болячек.

Выложив почти два миллиона рублей за пару баночек “каменного масла”, чтобы подлечить радикулит, супруги стали терпеливо ждать обещанного эффекта. Через месяц “лечения” возникло подозрение, что это просто обманка. Обратившись к врачам, пенсионеры узнали, что это средство медики и вовсе не считают лечебным.

За нарушение законодательства ООО “Алтайский знахарь” вынесены предписания о прекращении распространения рекламы и продукции. К административной ответственности за ненадлежащую рекламу привлекается и фирма “АпифитоБел”, которая рекламировала схожую продукцию. 

В рекламе должно быть четко обозначено, является товар лекарственным средством или это биологически активная добавка к пище. Если такой информации нет, то под видом лекарств в лучшем случае могут предлагать продукты питания. 

“№ 1” — не значит первый

В последнее время в рекламном бизнесе все чаще проявляется и недобросовестная конкуренция некоторых производителей. В стремлении обогнать друг друга они не улучшают качество продукции, а привлекают к ней внимание нечестным путем. Одни приписывают товару необыкновенные свойства, другие, не стесняясь, называют его “№ 1”, хотя каждый знает, что такую оценку еще нужно заслужить. Если уж и есть реклама с такой “фишкой”, то должна быть и ссылка на конкретный конкурс в определенной категории или на объем продаж.

Недавно владелец одного из частных продмагов напечатал рекламу о том, что в его торговой точке самые низкие цены. Чтобы доказать это потребителю, потребовалось бы провести мониторинг всех подобных магазинов на территории страны. Лишь единицам среди продавцов, которые давали подобную рекламу, удалось подтвердить это документально.

Работодателей — к ответственности

Бывает и так, что реклама, которая на первый взгляд вполне вписывается в рамки закона, тоже может навредить потребителю или ввести его в заблуждение. Нередко права потребителей нарушают агентства, размещающие рекламу с предложениями о трудоустройстве.

Когда студентка-пятикурсница Татьяна Мелешко увидела в газете объявление с предложением о трудоустройстве, сразу подумала, что уж на этот раз ей улыбнется удача. Но, позвонив по указанному телефону, очень удивилась, когда ей предложили вакансии, которые есть в свободном доступе в интернете и на сайте Министерства труда. А за звонок на номер, указанный в объявлении, ей пришлось выложить 230 тысяч рублей. Этот и аналогичные случаи признаны Минторгом нарушением прав потребителя, “работодателей” привлекли к ответственности.

Но что удивительно: мошенники не сулили клиентам больших зарплат, тем не менее получали шквал звонков. В их ловушку попадали наименее защищенные категории граждан: пенсионеры, матери-одиночки, инвалиды — те, кому сложно трудоустроиться. А ведь в каждом районе есть центры занятости, где о свободных вакансиях сообщат бесплатно. 

Ирина Барышникова, 
начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли: 

— Меняется мода, появляются новые товары, но приемы недобросовестных рекламодателей остаются такими же, какими были десять и двадцать лет назад. “Целевая аудитория” ловкачей — наивные и доверчивые люди, которые есть всегда и везде. В отличие от прошлых времен сегодня на защите прав таких граждан стоит жесткое по отношению к нарушителям законодательство.

Во многих зарубежных странах реклама является довольно изученным социальным и правовым явлением. Поэтому последние поправки в Закон “О рекламе”, принятые в минувшем году, разрабатывались с учетом мирового опыта. Теперь стало проще регулировать правовые вопросы рекламной деятельности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter