Экономические интересы Литвы и принципы добрососедства — ничто перед окриком из Вашингтона

Ландсбергис готов отморозить не только уши…

Деньги или лицо? Лицо или деньги? Экономические интересы страны или интересы карьеры? Политики в Литве если и задаются такими вопросами, то решают их просто: лицо принесет карьеру, а с карьерой придут и деньги. Экономические интересы своей страны? Ах, оставьте…

Фото etaplius.lt

В Литве полыхает очередной скандал — не первый и, надо полагать, не последний. Еще в августе США ввели санкции против нашего «Беларуськалия». Санкции, обратите внимание, не международные, но их выполнения Вашингтон требует от всех, особенно союзников. А если не будут соблюдать, сами попадут под вторичные санкции — в США давно нашли способ наказывать всех. Но в этот раз проявили, можно сказать, гуманизм: дали время до 8 декабря завершить работающие контракты, но после этого не смейте.

Литва — один из крупнейших перевалочных пунктов для белорусских удобрений. А они, в свою очередь, один из важнейших источников дохода для Литовских железных дорог и порта в Клайпеде. Поэтому, получив в ноябре от «Беларуськалия» предоплату за транспортировку, которая покрыла расходы за декабрь 2021 и январь 2022 года, литовские транспортники радовались: есть деньги, есть работа, весело, весело встретим Новый год. Но, решили литовские политики, напрасно транспортники радуются. Более того, радость их преступна, потому как мешает выполнять указания Соединенных Штатов. А что может быть важнее указаний из Вашингтона? Правильно: ничего.

Ну и началось — министр транспорта Марюс Скуодис подал прошение об отставке: простите, мол, нет у Литвы пока опыта в реализации американских санкций. Министр иностранных дел, который не просто министр, но лидер крупнейшей из входящих в правительственную коалицию партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы», Габриэлюс Ландсбергис тоже объявил об отставке. По состоянию на 14 декабря премьер-министр Ингриде Шимоните эти отставки не приняла и задумалась: не пора ли распустить все правительство?
Министр Скуодис признавался, что белорусские удобрения составляют треть всех грузов, перевозимых Литовскими железными дорогами, и только 10 процентов из них идут в Евросоюз, остальные — в Китай, Индию, Бразилию и другие страны. Которые к санкциям не присоединялись, но удар почувствуют. Правда, больше всего его почувствуют в самой Литве.
Другой любопытный аспект этого скандала — внутренний, он пришелся весьма кстати президенту Гитанасу Науседе в борьбе с правительством. Науседа хочет больше власти, но Конституция его в этом ограничивает. Еще больше его ограничивает Ландсбергис, которого недавно авторитетный портал Politico назвал одним из самых влиятельных европейских политиков, поместив в раздел «Мечтатели» под именем «Борец с драконами». Так вот Ландсбергис, будучи лидером правящей партии, мало того что проводит слишком независимую (и от правительства, и от президента) внешнюю политику, так еще выстраивает для себя европейскую карьеру. И достаточно успешно: ни президента Науседы, ни премьера Шимоните в списке Politico нет, а Ландсбергис есть. И вот уже Науседа вопрошает: а чего ждет премьер, если заявления об отставке поданы? А ведь в середине июня администрация президента настаивала на том, чтобы ЕС санкции против белорусских удобрений не вводил, — портал Delfi опубликовал внутреннюю переписку между офисом ­президента и МИД. Но это с европейскими санкциями Вильнюс может попробовать пободаться, в случае же с американскими можно только брать под козырек и бежать исполнять, обгоняя соседей. И ведь бежит.

ДОСЛОВНО

Александр ШПАКОВСКИЙ, политолог (в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио»):

Фото Дианы Михалевич.

— Хотя и до этого в литовской внешней политике хватало перекосов, посмотрите, до чего доведено международное положение этого весьма небольшого государства при Ландсбергисе-младшем (министре иностранных дел Литвы Габриэлюсе Ландсбергисе. — Прим. ред.).

Первое: Литва ввязалась в авантюру по смене власти в Беларуси, они хотели поставить здесь марионеточного президента. Понятно, что шла речь о коллективном Западе в целом. Но роль Литвы здесь была весьма весомой. Эта страна выступила в общем-то основным оператором этого процесса. В итоге Александр Лукашенко власть сохранил. Марионетка Тихановская находится в Литве, ее содержат за счет литовского бюджета, и только содержание Тихановской обходится в 400 тысяч евро в год. Это я еще не говорю обо всей остальной камарилье, которая осела в Вильнюсе.

Второе: потеря части белорусского транзита. Финансовые потери для Литвы весьма весомые. Вплоть до того, что литовцы, которые сначала настаивали на санкциях Евросоюза против Беларуси, сейчас начинают ныть, что Европа им должна что-то компенсировать, потому что денег нет.

Третий результат литовской внешней политики: Литва, по некоторым данным, не безвозмездно, а за один миллиард долларов открыла у себя представительство Тайваня, решив побороться за права человека в Китае. Китай просто стер Литву с карты, причем сделал это достаточно быстро. Четвертое: Литва настаивала на разрушении механизмов сотрудничества с Беларусью в области пограничной безопасности. В итоге сегодня в Литве около 5 тысяч беженцев, проникших в страну по белорусскому маршруту, потому что нет взаимодействия — и белорусские пограничники литовскую границу так, как раньше, не охраняют. 5 тысяч человек, и содержание каждого обходится примерно в 150 евро в день. И я этот список могу продолжать бесконечно долго.

Все действия Габриэлюса Ландсбергиса оборачиваются для Литвы национальным позором и явным ущербом. С точки зрения здравого смысла такой министр не то что в отставку должен подать — он должен застрелиться в своем кабинете. Подал в отставку. Наверное, его туда отправят. И на свалке истории ему самое место.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter