Наши промышленники упорно модернизируются, повышают качество, а заработать не могут

Лакомая обитель

В советскую эпоху директора оптовой базы не зря считали большим человеком: он мог спасти план, «выписав» дефицитный товар, или же «нагрузить» магазин неликвидом. Его высмеивали в фильмах и карикатурах, но боялись и уважали универмаги и предприятия. Да и сегодня мало что изменилось. Ведь рынком правят не легендарные спрос и предложение, воспетые экономической теорией, а конкретные люди, им заправляют купцы. Наши промышленники упорно модернизируются, повышают качество, производительность, а заработать не могут. Потому что своей системы сбыта толком-то и нет. Ни в очень дальнем зарубежье, ни в соседней России. Даже на своем родном рынке продажи начинают проседать под давлением сторонних варягов. Если так пойдет дальше, того и гляди, наши товары на родине окажутся в роли Золушки.


Маховик потери собственного рынка раскручивается. И остановить его можно только крепким ломом. Не верите? А доля импорта на полках растет. Ладно, с производством электроники мы пролетели мимо мировой конъюнктуры, но уже увеличиваются зарубежные поставки и продуктов питания. У нашего конька, на котором планируем возами валюту вывозить из соседних государств, на собственной территории выживать получается все сложнее. 

Недавно директор небольшого пищевого предприятия мне хвасталась, как один покупатель даже из соседней области приехал, чтобы приобрести несколько ящиков ее продукции, дескать, вот какая она качественная и популярная. А мне кажется, что дальний вояж потребителя — свидетельство бездействия производителя. Приличную снедь сделали, а о сбыте не побеспокоились. Вот и сидят с новым оборудованием, хорошими перспективами, но с падающими объемами продаж, грустно взирая на цифру прибыли. 

Впрочем, не совсем и справедливо взъелся на милую женщину. Многие с горем пополам научились скручивать-свинчивать, размешивать-свертывать, даже прилично упаковывать. А продавать? В ответ — тишина. Многие ждут у моря погоды и крупных покупателей. Они иногда заглядывают. Частные оптовые компании. Но условия предлагают не шоколадные, не совсем интересные. За которые может и госконтроль спросить… Лучше уж по древней традиции коробейников: загрузить свою машинку и развезти по ящичку-другому по магазинам. Только топливо, запчасти, шоферы дорожают и дорожают. Пока доезжает родной «прысмак» до полки, покрывается позолотой. И прижимистый белорусский потребитель в затылке чешет: откуда такие цены? 

Из логистики. А точнее – ее отсутствия. Конечно, есть проблески у некоторых компаний — национальных лидеров. Те и свой автопарк заводят, и склады арендуют или собственные строят, чтобы облегчить дорогу к кошелке и кошельку покупателя. Но это не относится к небольшим предприятиям, у которых нет денег на собственную логистику. Классические оптовые базы, подведомственные Минторгу, едва ли могут удовлетворить всех страждущих. Да и у них инвестиций не хватает, чтобы привести склады в полный конкурентоспособный порядок. Частных «чистых» оптовиков почти и нет. Они аффилированы либо с транснациональными компаниями-импортерами, либо с крупными сетями. С первыми — все понятно. Вторым по ряду причин интересно работать с крупными контрагентами. Таковых в стране раз-два — список закончился. Небольшие производители нервно курят в стороне, почти оторванные от потребителя. Одна надежда на требование продвигать отечественное... А проблема сбыта так и остается тлеть по закоулкам родных предприятий. 

Но момент истины не за горами. Грянет Единое экономическое пространство, и на рынок рванут российские оптовики. Захватывать наиболее вкусные оптовые сегменты соседи научились феноменально. Дистрибуция табака, водки, пива, кондитерских изделий в России уже монополизирована на региональном и даже федеральном уровне. И владельцы жизни тянут соки и из производителей, и из розницы. Первых заставляют делать запредельные скидки, вторым – обрезают любые контакты с конкурентами. Пытались белорусы поставлять сигареты соседям. Даже несколько контрактов заключили. Но сказка быстро закончилась. Местные монополисты скоренько объяснили магазинам: будете брать продукцию у «третьих лиц» — перекроем поставки международных торговых марок. Мол, выбирайте: либо белорусский «Фэст» стоит в чек-аутах, либо «Marlboro» и «L&M». При всем уважении к нашим табачникам, ответ очевиден. И схожие дела творятся во всех ходовых сегментах. Попробуйте в Красноярске купить знаменитую настойку на кедровых орешках сибирского розлива. «Убойного» алкоголя пруд пруди, но московских заводов. И пробить брешь в его рядах своей бутылкой невозможно. А некоторые говорят, что и опасно. Шибко прибыльный бизнес. 

Один из российских табачных монополистов уже четко прописался в Казахстане и Украине, мощным напором разогнав или потеснив всех национальных конкурентов. Теперь зашел и в Беларусь, зарегистрировав дочку. Года не прошло, как она вышла на третье место в стране по реализации табачных изделий. На очереди — водка, другие продукты питания. Кто реально сможет противостоять иностранным компаниям с оборотами в миллиарды долларов?! Облторги? Через них переступят и даже не заметят. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter