Чего не хватает белорусским агроусадьбам?

Лабиринты агротуризма

Международный рынок туристических услуг сегодня переживает не самые лучшие времена. Зная об этом, многие из нас рассматривают отдых в белорусской глубинке как альтернативу зарубежным курортам. Те, кто планирует на время отпуска снять домик в деревне, заранее подбирают подходящий вариант и подсчитывают, в какую сумму выльется им релакс на лоне родной природы. В свою очередь владельцам агроусадеб приходится решать свою дилемму: с одной стороны, не хочется упускать возможность заработка в летний сезон, с другой — накрутив цены сверх меры, можно и вовсе отпугнуть клиента.



Провела собственный ценовой мониторинг. Стоимость июльского отдыха в белорусских агроусадьбах варьируется от 17 (170 тысяч) до 60 (600 тысяч) рублей на человека в сутки. Хозяева многих домиков в деревне, куда я дозвонилась, как правило, обещали скидки для детей, а цены снижали в зависимости от количества дней пребывания.

Выяснилось, что сами белорусы обычно бронируют места в агроусадьбах только на выходные, чтобы отдохнуть вдали от города, пожарить шашлыки, порыбачить, позагорать. А вот россияне и представители дальнего зарубежья, составляющие примерно шестую часть гостей агроусадеб, проводят в них неделю, две и целые отпуска.

Удовлетворить запросы избалованных клиентов не так-то просто. Но в сфере нашего сельского турбизнеса немало настоящих профессионалов, которые благодаря находчивости, инициативе, гибкой системе цен конкурируют на равных с организаторами зарубежных туров.

Хозяйка агроусадьбы “Велес” Валентина Суртаева считает, что главное в этом непростом деле — творческий подход к обслуживанию клиентов и доступная цена на предоставляемые услуги. Программист по специальности, она вместе с супругом Анатолием начинала этот бизнес два года назад, как раз в тот момент, когда все почувствовали спад спроса на отдых в белорусской деревне со стороны россиян.

— Некоторые наши коллеги по бизнесу сравнивают: дескать, до кризиса работать было проще, а теперь столько препон... Мы в такие моменты недоумеваем, потому что и сравнивать, собственно говоря, не с чем. В нашем деле без трудностей никогда не обходилось. Но мы всегда старались не зацикливаться на проблемах, учились чувствовать клиента, постоянно совершенствовались, — рассказывает Валентина.

Постепенно “распробовали” отдых в нашей глубинке американцы, поляки, шведы. Хозяйку усадьбы радует, что, побывав здесь, иностранцы с восторгом открывают для себя нашу страну, природные красоты, народные традиции, а потом возвращаются сюда снова и снова, причем уже с друзьями и семьями.

Тем не менее стоит признать, что за последние годы отдыхающих в агроусадьбах стало меньше. Если в позапрошлом году их было 330 тысяч, то в прошлом — около 300 тысяч. Хотя и это немало. Отдых на селе по-прежнему остается одним из наиболее привлекательных туристических направлений.

— Агротуризм — бизнес, построенный на “экономике впечатлений”. Хозяева домиков в деревне должны быть не просто гостеприимными, а постоянно чем-то удивлять клиентов, уметь, если надо, создать событие. Люди всегда готовы платить за нечто необычное, — говорит председатель Белорусского общественного объединения “Отдых в деревне” Валерия Клицунова. — В этом плане полезен и опыт наших западных соседей, которые доказали: удивил — значит, завоевал клиента. Примером служат так называемые тематические деревни, которые нынче модны в Польше. Такие села без инвестиций и дополнительных затрат принимающей стороны стали местами паломничества туристов. К примеру, в одной тематической деревне местные жители устроили туристический центр, превратив кукурузное поле в лабиринт, куда приезжают развлечься и посоревноваться целыми командами подростки и молодежь. В другой деревеньке ставку сделали на... голубятни. Теперь сюда со всей Польши съезжаются голубятники для обмена опытом, покупки птиц, да и просто чтобы полюбоваться на этих чудесных пернатых.

В нашем сельском туризме тоже постоянно появляются какие-то новации. К примеру, в этом году в рамках проекта “Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь”, реализуемого ПРООН и финансируемого ЕС, нами осуществляется инициатива “Воложинский район — территория креативной экономики”. Участие в образовательных программах, тренингах даст новый толчок для организации турбизнеса на селе. Его активисты сегодня предлагают новые маркетинговые идеи, организуют, образно говоря, свои “лабиринты”. Многие агроусадьбы уже превратились в настоящие культурные центры, и таких мест из года в год становится все больше. Например, в июле фермерское хозяйство “Экофлора” Воложинского района откроет музей растений, который станет частью мини-кластера, объединившись с музеем пчел, что на ближайшей усадьбе “Мир пчел”. Здесь туристам предложат совместные экскурсии, интерактивные программы, дегустацию меда. Отсюда рукой подать до усадьбы “Ганка”, которая организует анимационные программы для детей.

В поместье “Полесские традиции” в Кобринском районе учли популярность кулинарных туров. Всех желающих здесь ждут мастер-классы по старинной белорусской кухне, дегустация национальных блюд. А программа кластера “Муховецка кумора” включает комплекс всевозможных развлечений, сплав по Мухавцу на драккаре, посещение зоопарка, экскурсии.

Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что наш сельский туризм проявил себя как кризисоустойчивая отрасль, причем он продолжает набирать темпы. И это заслуга прежде всего тех, кто занимается своим делом креативно, постоянно развивается.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter