О переменах в вопросах торговли государственной собственностью

Лабиринт миноритария

Какой собственник более эффективный: частник или государство? Вопрос почти риторический, ибо однозначного ответа на него попросту не существует. Многое зависит от огромного числа объективных и субъективных факторов и обстоятельств. В любом случае, приватизация в любой стране — процесс неоднозначный, противоречивый, в высокой степени дискуссионный.

Наша страна пошла по крайне консервативному пути передачи национального достояния в личные руки. Соседский опыт не самого справедливого раздела имущества заставил действовать осторожно. В некоторых случаях, пожалуй, даже слишком. Ладно, сохранение полноценного контроля за предприятиями из фонда «национального серебра» понятно и оправданно. Но насколько целесообразно оставлять за собой небольшие пакеты акций компаний, которые даже при большой фантазии сложно причислить к стратегически значимым? Недавно было принято решение постепенно продавать такие пакеты акций через Белорусскую валютно-фондовую биржу. Все ясно и понятно — простой аукцион, с назначением первоначальной цены.

Более прозрачного инструмента продажи и придумать сложно. Тем не менее подобный инструмент не вызывал восхищения и полного одобрения во всех госорганах. Достаточно долго превалировало мнение, что со своим имуществом — большим или малым — родина должна расставаться, только выдвигая определенные условия покупателю. Тезис логичный и даже справедливый, когда речь идет о контрольном или хотя бы блокирующем пакете акций. Тогда от нового собственника можно требовать определенной социальной ответственности: инвестиций, новых рабочих мест, сохранения профиля производства… Но идея совершенно теряет смысл, когда на продажу выставляют небольшие пакеты акций — 5%, 10%, пусть даже 20% от уставного капитала.

Нет, дополнительные условия, конечно, выдвигать можно. Только кто купит ценные бумаги с такими обременениями. Но даже если найдется такой желающий, как он сможет объективно выполнить взятые на себя обязательства? Ведь в совете директоров его голос — миноритарный, не более чем совещательный. Не владея контрольным или хотя блокирующим пакетом, реально влиять на жизнь компании практически невозможно. Не может этого делать и государство.

Более того, владение миноритарными долями только генерирует дополнительную нагрузку на профильные госорганы. Ведь если в ОАО есть доля государства, то в наблюдательном совете должен присутствовать его представитель, по всем принимаемым решениям высказывать свою позицию, естественно, согласованную в профильном министерстве или ведомстве. Работа достаточно кропотливая, отвлекает чиновников от дел насущных, а результат получается сомнительным. Опять же не забываем — в компаниях последнее слово остается за владельцами контрольного пакета.

Не обошлось без длительных дискуссий, но наконец-то было принято решение о продаже небольших пакетов акций, принадлежащих государству, через биржу без всяких дополнительных условий. Первые торги состоятся уже в ноябре. На них выставят пакеты пяти ОАО. Сейчас завершаются подготовительные мероприятия. Эксперты финансового рынка признают: сами по себе эти лоты не смогут «взорвать» фондовый рынок или его раскрутить, но в целом сигнал со стороны государства будет положительным. А в финансах психология и ожидания — двигатель прогресса.

volchkovvv@mail.ru

Фото pursaklarnakliyatsirketleri.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter