Ла-Манш несколько штормит

Брексит обходится Великобритании слишком дорого — и экономически, и политически. В понедельник Тереза Мэй встретилась в Брюсселе с главами правительства ЕС — Жан–Клодом Юнкером и Дональдом Туском. Стороны обсуждали проект документа по выходу Британии из Евросоюза, но договориться им так и не удалось. Юнкер обвинил Мэй, что ее беспокоят только британские интересы, а не общеевропейские. Этот политический «развод» проходит, как и обычный, со взаимными упреками. Но все усилия британского премьер–министра могут оказаться напрасными, если на заседании глав правительств 14 декабря Ирландия заблокирует сделку.

Фото Рейтер

ЕС поставил перед Лондоном три вопроса, которые необходимо решить, чтобы достигнуть соглашения. Это финансовая компенсация, права граждан Евросоюза, которые проживают в Соединенном Королевстве, и новый пограничный режим с Ирландией. Пока неразрешимым остается только последний вопрос.

Великобританию и ЕС разделяет единственная сухопутная граница — между Ирландией и Северной Ирландией. Сейчас жители ЕС могут свободно пересекать этот участок без таможенного или иммиграционного контроля. Хотя Мэй и говорила, что никаких барьеров для свободного передвижения людей в этой зоне не появится, в Ирландии серьезно обеспокоены ситуацией. Дублин опасается, что после брексита «жесткая граница» помешает торговле с Северной Ирландией. Сейчас ирландский премьер–министр Лео Варадкар настаивает, чтобы Великобритания осталась частью таможенного союза с ЕС.

В Северной Ирландии тоже переживают, как скажется брексит на отношениях с западной соседкой. Хотя остров и разделен государственной границей, между двумя частями существуют очень тесные экономические связи. Ежедневно около 30 тысяч человек пересекают границу, отправляясь на работу либо в Ирландию, либо на британскую территорию острова. А на референдуме в 2016 году 56% жителей Северной Ирландии проголосовали за то, чтобы остаться в ЕС.

Чтобы найти компромисс, Лондон предложил Дублину сделать «электронную границу», как между Швецией и Норвегией, которая не входит в ЕС. В таком случае приграничный контроль доверили бы техническим средствам мониторинга. Но в Ирландии отвергают любые варианты установки приграничных объектов. Было еще предложение дать Северной Ирландии особый статус в ЕС. Этот вариант уже не устраивает Великобританию, так как создает прецедент для Шотландии, которая тоже сопротивляется брекситу.

Пока Мэй не найдет компромисс по вопросу ирландской границы, Брюссель не одобрит документ по брекситу и новому торговому соглашению. Бесконечно долго этот «развод» тянуться не может. Окончательный выход Великобритании из ЕС запланирован на март 2019 года. Правда, к этому сроку многое еще может измениться.

Ольга ПЕТРОВИЧ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter