Минчанин Ю.Станкевич пишет в “Народную газету”:
“Являюсь ликвидатором последствий аварии на ЧАЭС, перенес лучевую болезнь. По закону Минский горисполком обязан обеспечить меня жильем, в котором нуждается моя семья, без очереди в течение года. Однако исполнительный орган не соблюдает закон (прошел не один год, как я стою в очереди).
Могу ли я обратиться со своим “больным” вопросом в Конституционный суд Республики Беларусь? Судебные и государственные органы, куда я направил свои заявления, положительного решения не выносят.
Таких жертв чернобыльской катастрофы в нашей республике немало, и я думаю, что эта проблема их тоже волнует”.
Письмо читателя редакция направила в Конституционный суд, откуда мы получили следующую информацию:
В связи с обращением Ю.О.Станкевича сообщаем, что в соответствии с пунктом 14 статьи 18 Закона Республики Беларусь “О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС”, граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, имеют право на внеочередное обеспечение жилой площадью (по отдельному списку) нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение года, а также на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты.
Согласно пунктам 13, 25 и 32 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 1999 г. № 1468, граждане, у которых право на получение жилых помещений социального пользования возникло в период их пребывания на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки в соответствии с поданным заявлением по решению органов, принявших их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилые помещения предоставляются гражданам, стоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. В случаях, предусмотренных законодательными актами, жилые помещения предоставляются вне очереди.
В соответствии со статьей 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Согласно статье 37 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, дела по спорам, возникающим из жилищных отношений, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, подведомственны общим судам.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 3, отказ местного исполнительного или распорядительного органа, администрации юридического лица государственной формы собственности в предоставлении жилого помещения в порядке очередности или во внеочередном порядке может быть обжалован в общий суд. Конституционный суд действует строго в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством. В частности, в соответствии со статьей 116 Конституции Республики Беларусь, Конституционный суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Совета Министров рассматривает дела и дает заключения о соответствии Конституции Республики Беларусь законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений правительства, нормативных актов других государственных органов. Конкретные гражданско-правовые споры Конституционный суд не рассматривает.
В связи с изложенным вопрос, поставленный в обращении Ю.О.Станкевича, не подлежит рассмотрению в Конституционным суде.
А.ДУДАРЕНКО, первый заместитель начальника секретариата Конституционного суда Республики Беларусь.