Квартирный вопрос

Очень ценные бумаги
Очень ценные бумаги

В 1992 году, когда наша страна взялась разрушить государственную монополию на недвижимость, был изобретен именной приватизационный чек «Жилье». Стоимость государственных жилищ разделили на количество граждан страны и затем каждому отдали его долю общей собственности в зависимости от стажа работы (не успевшим поработать и не работавшим — по базовой квоте). Так получилась ценная бумага, которую можно продать, подарить, завещать, использовать в приватизации, а с некоторыми ограничениями — при строительстве, покупке и реконструкции жилья.

Но тогда, много лет назад, народ широкий жест государства воспринял по–разному. Кто–то в приватизационную эквилибристику не верил, не вникал и вообще был озабочен добыванием хлеба насущного. Кому–то (сельчанам, например, которые жили в собственных домах и не помышляли об улучшении или изменении жилищных условий) чеки были, в принципе, без надобности. Таким образом, чеки «Жилье» получили немногим более половины граждан страны и 90 процентов их уже использовали по назначению. За минувшие 12 лет приватизировано более миллиона квартир. Имеется еще 645 тысяч. Потенциальная сумма чеков «Жилье», оставшихся на руках у населения, оценивается в 1,7 — 1,9 триллиона рублей. Однако конвертировать ценную бумагу в недвижимость не очень просто. Сегодня гость «Квартирного вопроса» — консультант управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза Константин КУЛИКОВ — отвечает на вопросы наших читателей.


«Я простояла в очереди на улучшение жилищных условий почти 20 лет. В прошлом году построила квартиру за собственные и заемные деньги. Теперь, когда ежемесячно возвращаю банку кредит с процентами, составляющий едва ли не половину моей зарплаты, частенько думаю о величайшей несправедливости. Те, у кого было жилье в начале 90–х годов, смогли приватизировать его бесплатно, за чеки «Жилье». А нам, «бездомным», сейчас приходится покупать квартиры за собственные деньги. Нельзя даже воспользоваться при погашении кредита чеками, подаренными близкими родственниками. Но почему?»

Светлана Лазаренкова, Лида.

— Статья 16 закона о приватизации жилищного фонда предусматривает, что именные чеки «Жилье» в первую очередь используются для разгосударствления квартир. На эти цели идут любые чеки — купленные, подаренные, полученные в наследство и без каких–либо ограничений. Алгоритм такой: стоимость жилья в ценах 1991 года с учетом износа дома, его потребительских качеств и качества жилой среды умножается на коэффициент удорожания строительно–монтажных работ, который применяется при новом строительстве. Таким образом, актуализируется стоимость квартиры, хотя и остается существенно ниже рыночной.

То же происходит и с начисленной гражданину жилищной квотой. То есть во сколько раз возросла стоимость государственной квартиры, в которой проживает человек, на столько же увеличилась и стоимость жилищной квоты. Если личных чеков «Жилье» недостает для оформления квартиры в собственность, то остаток ее оценочной стоимости можно гасить купленными либо подаренными чеками. Это очень выгодно. Скажем, рыночная стоимость чека «Жилье» колеблется от 1.100 до 1.300 рублей. А средняя стоимость одного рубля чека в его номинальном исчислении для приватизации жилых помещений составляет около 12 тысяч рублей. Иными словами, квартиру, оцененную государством в 30 миллионов рублей, можно приватизировать за 3 миллиона рублей. В связи с этим чеки «Жилье» стали довольно популярной ценной бумагой. Об этом красноречиво свидетельствуют выявленные факты их подделок и фальсификации.

К сожалению, как и в прошлом, в нынешнем году чеками «Жилье», подаренными близкими родственниками, погасить льготный кредит нельзя. Такова норма статьи 22 закона о бюджете на 2005 год, принятого Парламентом. Хотя, скажем, еще в 2003 году это было возможно. Чеки родных братьев, сестер, дедушек, бабушек, внуков, родителей и усыновителей при определенных условиях индексировались из бюджета. Сейчас на погашение кредитов, строительство, реконструкцию и покупку жилья идут только чеки, начисленные непосредственно гражданину и членам его семьи. Почему? Вопрос, как всегда, упирается в деньги. Ведь если для приватизации уже построенного когда–то жилья государству (а оно берет деньги в бюджет из нашего с вами кармана) не нужно изыскивать какие–то дополнительные средства, то при погашении кредитов необходимы реальные деньги. Первоначально предполагалось, что это будут средства от приватизации жилья. То есть одни люди выкупают жилье у государства по реальной стоимости, другие получают возможность за эти деньги улучшать жилищные условия. Но этого не происходит. Денег от приватизации поступает очень мало. Как я уже говорил, людям гораздо выгоднее приватизировать жилье с помощью купленных чеков. Причина только в этом, и возможно, когда мы станем побогаче, ситуация изменится.


«Можно ли погасить кредит чеками «Жилье», если мы стали на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий в 2000 году, а жилье построим в 2005? В исполкоме нам сказали, что такой вариант возможен только для тех, кто стал на очередь в 1991 году».

В.Сорока, Червень.

— Использование чеков «Жилье» для погашения льготных кредитов, как я уже сказал, ограничено. В 12 тысяч раз индексируются только личные чеки гражданина и членов его семьи, улучшающих жилищные условия. В статье 21 закона о приватизации жилищного фонда есть и еще один нюанс. Индексация чеков положена тем, кто состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на 1 января 1992 года. Только совпадение этих двух факторов дает человеку возможность погасить часть стоимости жилья при покупке или строительстве либо часть кредитов, взятых на эти цели, чеками. В этом случае нужно обратиться в исполком по месту жительства, предъявить собственные чеки «Жилье», написать заявление, приложить к нему договор на строительство или покупку жилья. Ценные бумаги изымаются, на них ставится штамп: «Погашено». А их стоимость умножается на коэффициент индексации чеков, который ежеквартально принимается облисполкомами и Мингорисполкомом. Затем по мере очередности эти деньги перечисляются на счет жилищно–строительного кооператива либо банка, который выдавал кредит. Всем же, кто стал в очередь на жилье в 1992 году и позже, жилищная квота индексируется в порядке, устанавливаемым Советом Министров. Правительство своим постановлением делегировало это право Мингорисполкому и облисполкомам. Сделано это было в связи с тем, что в Минске, например, очередь на жилье одна из самых больших, в некоторых областях она поменьше. В результате каждый регион самостоятельно утверждает порядок индексации жилищных квот граждан, ставших на учет с января 1992 года. За всех не скажу, однако, насколько мне известно, в Минске индексируются чеки граждан, ставших на учет в 1992 году и позже, если они имеют первоочередное право на улучшение жилищных условий. Речь идет об инвалидах, ветеранах Великой Отечественной войны, воинах–интернационалистах, «чернобыльцах», судьях, прокурорских работниках и т.д. Все эти нюансы хорошо известны в райисполкомах, поскольку первичные документы оформляются именно там. В облисполком подаются лишь выписки из решений районной администрации. Если в райисполкоме вам отказали в индексации, то, скорее всего, правомерно. Однако обоснованность отказа можно уточнить в областном исполнительном комитете.


«Можно ли получить чеки «Жилье» или обменять чеки «Имущество» на чеки «Жилье»?»

И.Ращеня, Любань.

— Начисление жилищной квоты производилось с 1992 года и прекращено 1 июля 1999 года (статья 38 закона о приватизации жилищного фонда). Население было предупреждено об этом через средства массовой информации еще в мае 1998 года. Чтобы принять заявления о начислении жилищной квоты у всех, кто изъявил на то желание до 1 июля 1999 года, пришлось мобилизовать огромное количество работников государственных органов. Да и 7 лет — вполне достаточный срок, чтобы все, кто хотел, могли получить чеки «Жилье». К слову, чеки «Имущество» начислялись всего 4 года.

Конвертация имущественной квоты в жилищную возможна, если ранее чеки «Жилье» были переведены в чеки «Имущество». Что я имею в виду? Например, человек проживал в частном доме в деревне. Приватизировать ему было нечего, улучшать жилищные условия не надо. Площади в деревенских домах большие, людей живет мало. И сельчане свои чеки «Жилье» вкладывали в чеки «Имущество». Сейчас, когда чек «Жилье» стал более популярной ценной бумагой, появилась возможность выгодно его продать или подарить родственникам, многие хотят вернуть ту часть жилищной квоты, которая была включена в состав чеков «Имущество». Это вполне реально. Но лишь в том же объеме и лично владельцем (то есть на наследников это правило не распространяется) и, конечно, если чеки «Имущество» не были вложены в акции предприятий. Просто так конвертировать чеки «Имущество» в чеки «Жилье» нельзя.

Ежегодно в Беларуси приватизируется около 25 тысяч государственных квартир.

Стоимость чеков «Жилье», необходимых для приватизации 2–комнатной квартиры средних потребительских качеств, в Минске составляет 1.300 — 1.500 рублей в ценах 1991 года.

Граждане имеют право продавать, дарить, завещать чеки «Жилье».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter