Квадратура круга

Всегда ли социальные стандарты делают жизнь комфортнее?
Каюсь: виноват, не разобрался. Потому допустил непростительный ляп. Когда готовил материал «Выхожу один я на дорогу...» («СБ» от 14 марта), искренне верил, что жители деревни Застенки Могилевского района, вроде и живущие в пригороде, на самом деле отрезаны от «большой земли» из–за отсутствия транспортного сообщения с областным центром. Да и сами сельчане, обратившиеся за помощью в региональный корпункт «СБ», знать не знали и ведать не ведали, что, оказывается, транспортной проблемы у них как таковой нет и быть не может. Ну подумаешь, приходится отдельным застенковцам, работающим в Могилеве, совершать ежедневные пешие вояжи до остановок городского общественного транспорта. Бывает, и пожилые жители деревни, дабы съездить в поликлинику, вынуждены искать попутный транспорт. Ну и что?! На самом деле, поверьте, все это лишь издержки. Главное же в том, что в Застенках социальные стандарты в области транспорта выполняются на все 100 процентов! И это не просто мои домыслы. Такое утверждение проходит красной нитью через письма–ответы на мой репортаж, пришедшие в редакцию из Могилевского облисполкома и из «Могилевоблавтотранса».

Поначалу я подумал, что здесь кроется некий парадокс. Однако, внимательно изучив Государственные социальные стандарты о транспорте, убедился: никакого подвоха действительно нет. Считается нормой, если в деревню с населением больше 10 человек автобус будет совершать лишь по два рейса в выходные. (А в Застенки, действительно, по субботам и воскресеньям пригородным транспортом добраться можно.) Нет ничего из ряда вон выходящего и в том, что сельчанину надо топать до ближайшей автобусной остановки три километра. Но хорошо еще, если погода теплая и сухая. А если на улице мороз да снег по колено? Или проливной дождь с сильным ветром? Или, допустим, жара?

До недавнего времени лично я был уверен: социальные стандарты должны гарантировать людям определенный набор мероприятий, выполнение которых делает жизнь более комфортной и удобной. Однако приходится констатировать: порой дальше декларирования дело не идет. Причина, вероятно, в том, что ныне существующие на Могилевщине (да и в других областях) соцстандарты приняты по принципу «средней температуры по больнице» — один к одному срисованы с постановления Совета Министров «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики». И нет никакой дифференциации. Быть может, стоило бы учитывать региональные особенности населенных пунктов? С таким вопросом я обратился к заместителю министра экономики Андрею Туру. В ответ услышал, что никаких проблем здесь нет, мол, пусть областная «вертикаль» выходит на Правительство с конкретными предложениями, которые обязательно будут рассмотрены.

Но не все, вероятно, здесь так просто, как хотелось бы. Заместитель председателя Могилевского облисполкома Владимир Кравцов сетует, что зачастую главная проблема внедрения социальных стандартов — отсутствие самостоятельности. И хотели бы власти на местах проявить инициативу, да не могут.

— Регламентировать внедрение соцстандартов сверху (а именно это чаще всего и происходит) практически невозможно, — считает Владимир Васильевич. — Потому как нет обратной связи. До меня информация с мест доходит через множество чиновников. До Правительства — тем более. И может получиться (если не знать результата) работа вслепую. Мне кажется, для того чтобы наиболее эффективно решить проблему, надо разделить ее на две части. С одной стороны, стратегия государства по созданию удобной, комфортной жизни людей уже определена в 44 минимальных стандартах. А как и что сделать лучше, в конечном итоге должны решать сами люди — с помощью райисполкомов и (самое главное!) сельсоветов. Сейчас в каждой деревне есть постоянно контактирующие с председателями сельисполкомов старосты. И через этих людей сельчане могут подсказать, как уже принятые стандарты отрегулировать не меняя их сущности. Скажем, изменить маршрут автобусов или график приездов автолавки. Исходить надо из того, что социальные стандарты — не догма. Это, если хотите, наша жизнь, которая вместе с развитием экономики должна совершенствоваться, становиться все лучше. Ну а совершенству предела нет...

Под впечатлением от услышанного начинаю фантазировать в беседе с работниками комитета экономики областной «вертикали» и предлагаю провести мониторинг. Чтобы выяснить: чем занимается население каждой деревни, какой там средний возраст жителей, каковы их пристрастия и место работы. И уже исходя из полученных данных — планировать количество тех же автобусных рейсов.

— Это было бы замечательно, — слышу вздох в ответ. — Но тогда социальные стандарты занимали бы целые тома. И много дополнительных хлопот получили бы сотрудники контролирующих органов, проверяющих выполнение постановления Совмина.

Получается, комфорт в работе контролеров важнее решения насущных проблем людей?

...А жителям Застенок повезло: и областная «вертикаль», и транспортники обещают в ближайшее время наладить нормальное сообщение между деревней и областным центром. Хорошо? Великолепно! Жаль только, что нельзя написать о каждой из деревень, жители которых по–прежнему испытывают транспортные страдания. Несмотря на внедренные в их регионе социальные стандарты.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter