Квадратное неуравнение

Анатомия бюрократизма
Анатомия бюрократизма

Хочется воскликнуть: такого не может быть! Речь не только о своеобразной отделке. Хотя мне и не приходилось прежде видеть 6–этажный жилой дом, сплошь обшитый металлическим профилем. Дом в 1–м Полиграфическом переулке в Минске (во дворах за салонами «Электроника» и «Евроавто» на Логойском тракте) удивляет не только этим. На одном его углу висит табличка с номером 4, на другом — 6. Одна его половина построена с нуля, на новом фундаменте, другая — надстроена над бывшим 2–этажным бараком. Смелое решение!

Но больше удручает некое сходство с историей, описанной «СБ» в двухлетней эпопее «Кто остановит произвол?». Напомню, что многоэтажный дом в Уручье был возведен фактически нелегально: без утвержденного проекта, без должного разрешения и контроля. К тому же с корыстными интересами. Участники аферы были осуждены. А с домом по 1–му Полиграфическому произошло, по рассказу жильцов, вот что.

Его сдали в 2000–м, и... в нескольких квартирах тут же потекли потолки и стены: крыша была дырявой. Воззвания к застройщику и жалобы на него результата не дали. Тогда страдающие новоселы обратились в Белорусское общество защиты потребителей (БОЗП) и с его помощью довели дело до суда. Экспертиза подтверждала: кровля положена с технологическими отклонениями от строительных норм.

Суд возложил обязанности по ремонту кровли на... ЖРЭО. Оно всячески отбивалось и пыталось решение опротестовать. Представители ЖРЭО видели недостатки еще при сдаче дома и даже на баланс его не желали принимать. Но в конце концов решение суда вступило в силу: надо исполнять.

Для ремонта кровли нужен проект, который был заказан в ПРУП «Белжилпроект». Проект представили, как положено, в Белгосэкспертизу... Там изумились. Дескать, какая кровля, если экспертизу не прошел даже проект строительства дома! Вернее, к проекту в свое время были замечания — по несущим конструкциям, по фундаменту... — которые до сих пор не сняты! Проект, не прошедший госэкспертизу, — пустая бумажка. Как же дом построили и сдали? Суд вынес представление о привлечении к ответственности должностных лиц. Адресовал в Минстройархитектуры запрос: разберитесь. Но разбираться все же пришлось ЖРЭО. И тут выяснилось, что и проектной документации на сам дом нет. Не могут найти. Нет проекта — нет ремонта.

Как выглядят мокрые стены, читателю объяснять не надо. В квартирах 19 и 20 отслаиваются обои, вздувается и лопается штукатурка, прохладно и сыро. Зимой было просто холодно. Что снаружи — судить трудно: стены скрыты металлическим панцирем. Жильцы говорят: «Неисполнение решения суда приводит к разрушению конструкций жилого дома, гниют стены и стропила». Протекания длятся уже 7–й год. Скажете, не может быть? Вот документы.

«...Для устранения замечаний по проекту нужен сам проект, который в УП ЖРЭО отсутствует. Однако ОАО «Пеленг» (заказчик проекта) на все наши обращения не реагирует. При исполнении определения суда УП ЖРЭО вновь столкнется с обстоятельствами, которые самостоятельно устранить не сможет. Директор Н.Хаменок». (Из частной жалобы в гражданскую коллегию Мингорсуда, февраль 2007 года.)

Еще документ. «В суде Советского района г. Минска находится исполнительный лист номер 2–375/2004 г... Суд решил обязать УП ЖРЭО Советского района г. Минска произвести ремонт кровли жилого дома № 4 по 1–му Полиграфическому переулку над квартирами 10, 19, 20 в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу...» (Из определения суда, подписанного 25 января 2007 года.)

«Рассмотрев представленную документацию проекта «Ремонт кровли над квартирами №№ 10, 19, 20... экспертиза отмечает:

— До настоящего времени не сняты замечания по заключению № 373–8–2000 от 31.07.2000 г. по проекту реконструкции дома № 4 (заказчик — ОАО «Пеленг», проектировщик — ООО «Паллантик»).

— Отсутствует подтверждение достаточности несущей способности строительных конструкций с учетом проектных решений и изменений...

Замечания должны быть устранены до 20.02.2006 г., в противном случае экспертиза вынуждена будет выдать отрицательное заключение. Начальник предприятия Л.В.Дорожко». (Из заключения КУП «Белгосэкспертиза» по г. Минску, датировано февралем 2006 г.)

Наконец, последняя цитата — из определения коллегии по гражданским делам Мингорсуда: «...дом принят в эксплуатацию в марте 2000 г. После заселения жильцы сразу обратились в ОАО «Пеленг» по вопросу протекания крыши. ОАО «Пеленг» в свою очередь в течение гарантийного срока заявило претензию НПО «Комкон» (подрядчик. — В.П.), которое устраняло недоделки. Вина НПО «Комкон» в некачественном исполнении работ подтверждена заключением ПИРУП «Белжилпроект». Документов, подтверждающих приемку работ по устранению недостатков, в деле не представлено. Переписка между администрацией района, ОАО «Пеленг» и НПО «Комкон» свидетельствует, что акт приемки работ по устранению строительных недостатков отсутствует и в настоящее время». Это был еще 2005 год...

Словом, документы доказывают абсолютно все, что утверждали жильцы. Они снова обратились в суд. Дескать, если ЖРЭО за полтора года не может сделать крышу — позвольте нам. Сами сделаем! Естественно, получили отказ: столь серьезное дело нельзя доверять «любителям».

Вернусь к печальной аналогии, с которой начал, и к профессионалам. Считаю нужным подчеркнуть: я отнюдь не против частной инициативы в массовом жилищном строительстве. Наоборот! Именно нестандартные подходы частных инвесторов украсили и украшают наши города необычными, выразительными домами с опять же нестандартным, повышенным качеством жилья.

Боже упаси думать, что я и здесь подозреваю кого–либо в корыстном умысле и требую наказания. Речь о другом. Является очевидным фактом, что надзорные строительные инстанции имели к проекту претензии. Инстанции, которые для того и существуют, чтобы надзирать и контролировать, не допускать ни малейшего произвола. Но их претензии много лет игнорировались. Огрехи не устранялись. Дом строился. Имел место произвол! Его последствия пожинают не только жильцы, но и ЖРЭО, и администрация Советского района. Горе–строители ввергли их в многолетние мытарства, породили «головную боль», которой не видно конца. Письма, которые администрация района адресует пострадавшим, исчисляются десятками. 2005 год: 25 августа, 19 сентября, 12 октября, 20 декабря. 2006–й: 17 января, 6 марта, 30 марта, 10 апреля... В наступившем, 2007–м, — та же картина: 12 января, 30 января... Каждое завершается словами «Ваше обращение находится на контроле».

Все, кому положено, знают о проблеме. Но сделать что–либо бессильны. Не происходит ничего, кроме нарастающего бумагопотока. Странно, согласитесь, что строители, непосредственные виновники (кто мог и должен был не допустить халтуры, устранить ее), похоже, и в ус не дуют. В официальных бумагах по этому делу фигурирует лишь один «виновный» — судебный исполнитель, который когда–то на какое–то время замешкался с бумагами. Но ведь строил–то не он!

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter