Кубинец, получивший белорусское гражданство, — о любви к нашей стране и лучшем в мире десерте

Квадрат Томаса

В моих руках белорусский ID-паспорт. Сесилио Томас Артеага Эрнандес — непривычное для нас имя растянулось на несколько строк. И оно принадлежит уже гражданину Беларуси: Артеага обрел такой статус почти месяц назад. Но в душе он белорус давно. Без малого 25 лет жизни отдал нашей стране и построил здесь свой бизнес. А еще влюбился в здешнее гостеприимство и стал настоящим патриотом Беларуси, которую обожает не меньше, чем первую свою родину — Кубу.

«По тем временам — мечта каждого»


С Томасом Артеага мы познакомились, когда он получал свидетельство о регистрации в РОО «Белая Русь» ячейки его компании. Воодушевленный кубинец пояснил, почему день получения этого документа для него важен:
— Я безмерно благодарен ­Президенту Беларуси Александру ­Лукашенко. И буду делать все, чтобы страна, ставшая для меня вторым домом, становилась крепче и сильнее.
Речь настоящего патриота, согласитесь. И Томас такой не на словах. Он активно интересуется делами республики, очень ею гордится и стремится со всеми поделиться своими эмоциями. Даже принимал участие в школьных диалоговых площадках, где настолько увлекал детей рассказами, что они не хотели его отпускать.

Попасть в Советский Союз Томас мечтал с детства. Он родился на Кубе в крестьянской семье, прилежно учился и помогал отцу работать на земле. Узнать о СССР тогда было очень просто, говорит Томас: о братских советских странах писали в газетах, говорили на улицах и по телевидению, будто сам остров Свободы, хоть и находился в Латинской Америке, принадлежал большой семье социалистических республик.

— Была такая программа — «9950» (столько километров между Гаваной и Москвой), оттуда я впервые узнал, как можно бесплатно уехать в СССР. По тем временам — мечта каждого, — вспоминает мужчина.

После школы Томас поступил в местное военное училище, названное именем кубинского революционера Камило Сьенфуэгоса. Быть военным было очень престижно: можно рассчитывать не только на достаток, но и серьезный карьерный рост. А спустя три года «камилитос» (так называли мальчишек в училище) выпал счастливый шанс: кубинское государство направило его учиться во львовский политех.
— Меня очень тепло встретили, — рассказывает Томас. — Один раз был смешной случай: вызывает преподаватель (его звали Владимир Ильич, как Ленина) и ставит задачу починить прибор. Я в лучших традициях того времени попробовал сначала его ударить, как это часто делали со старыми телевизорами. Преподаватель рассмеялся: «Точно, кубинец, ты наш человек!»
В свои 22 он не только получил диплом инженера-механика с отличием, но и имел на счету несколько научных работ по математике, даже защитил докторскую — редкое явление для таких молодых людей. После учебы в университете Томас вернулся на Кубу, но Советский Союз настолько запал ему в душу, что спустя три года он вернулся обратно. И оказалось, навсегда.

«Даже Германия отстает от Беларуси»

Томас гордится, что построил бизнес сам, честно и прозрачно. По его мнению, так должен работать каждый предприниматель — в знак благодарности за то, что дает государство:

— Начиная бизнес в столице, был поражен, какие отзывчивые и грамотные специалисты работают в госучреждениях. Ты иностранец, не понимаешь документооборот, и языковой барьер есть. Но везде и повторяли, если требовалось, и в нужный кабинет провожали, если заблудился. Наверное, это и есть то самое белорусское гостеприимство!

Сейчас Томас уже руководит сетью кафе в Минске. А начиналось все в 1990‑х с работы в итальянском ресторанчике, где азам кулинарного дела его учил Маурицио Дзанини, настоящий итальянец. От него парень узнал, чем хороши белорусские продукты и что некоторым из них нет аналогов в мире:
— Маурицио говорил мне: хочешь попробовать самый вкусный десерт в мире? Купи белорусский глазированный сырок. И правда, это настоящее чудо! А мясо и молочная продукция утрут нос любой экспортной. На своей кухне сегодня мы используем в основном отечественные продукты. Беларусь самодостаточная, тут сегодня есть все.
Впечатляет Томаса в нашей стране многое: не только качество продуктов, а и образование, медицина. Но, замечает кубинец, уже привыкшие к благам люди зачастую совершенно не ценят того, что все это — бесплатно.

— Я ведь всегда мог обратиться к врачу, хоть и не местный, ни разу мне не отказывали. А инфраструктура? Даже самый маленький райцентр чистый и ухоженный. Работают предприятия. Некоторые сформировались еще при СССР, но ни разу не останавливались, несмотря ни на экономический кризис в 1990‑х, ни на пандемию или нынешние санкции.

С 1995 года, обращает внимание Томас, когда он впервые увидел Беларусь, страна ни на минуту не останавливалась в своем развитии:

— Я был во многих государствах Европы, но даже Германия, которую иногда приводят в пример по социальному развитию, во многом отстает от Беларуси.

«Патриа о муэрте! Венсеремос!»

Восхищаясь Беларусью, Томас не раз упоминает Александра ­Лукашенко:

— Я всегда говорю: мне выпала честь жить в одно время с двумя великими людьми — Александром ­Лукашенко и Фиделем Кастро. Фидель жил только ради народа, так же поступает и Глава Беларуси. ­Президент строг и требователен, но он все делает для людей. Вникает в суть вопросов, лично посещает районы, предприятия, колхозы. ­Лукашенко — лучший ­Президент в мире. Говорю не для красного словца, глубоко уважаю этого человека. Он очень много сделал для страны, сохранив все то, что получил, став ­Президентом.

В 1959‑м Фидель Кастро освободил свое государство от западного влияния, с которым долго боролись революционеры. Джон Кеннеди сказал однажды, что ни одна страна мира, включая переживших колонизацию, не пострадала от унижения и эксплуатации так, как Куба из-за политики США. В Беларуси тоже идет борьба с Западом. И хотя сравнивать сами события невозможно, считает Томас, принципы защиты у белорусов и кубинцев одинаковые:
— Патриотический дух граждан, которые никогда ни перед кем не станут на колени, — вот главное! Чем больше нас прижимают, тем сильнее мы становимся. Никому не отдадим свою землю.
 «Патриа о муэрте! Венсеремос!» — говорил Фидель Кастро. «Родина или смерть! Мы победим» — эти слова имеют огромный смысл. А государственная власть — это как крылья у птицы. На ней все держится.

Коснулся Томас и событий 2020 года, заметив, что некоторым тогда не хватило умения оценить и понять происходящее:

— Представьте, что страна — это квадрат. Есть люди, которые видят только один угол, другие — половину квадрата. А я вижу его весь, так как знаю, что было в стране в 1990‑х и что есть сейчас. Моя позиция простая: надо оберегать и защищать то, что имеем. Ведь всего добиться за один день нельзя, а развалить — запросто. И большинство людей понимают это. Народ здесь прекрасный.

Но в ответ на предоставленные блага гражданам необходимо вносить свою лепту в развитие государства, убежден Томас:

— Мы всем коллективом участвуем в общественной жизни. Не пропускаем субботники, помогаем учреждениям образования. Главное, не ждать указаний, не из-под палки делать, а по велению души. А у белорусов она широкая. Горжусь, что я часть этой страны! Это — моя Родина, мне здесь многое дали.

krush@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter