Кузница и «здравница»

Кричевское локомотивное депо — единственное в стране предприятие по ремонту старых паровозов
Кричевское локомотивное депо — единственное в стране предприятие по ремонту старых паровозов

«Говорят, у вас тут настоящее кладбище тепловозов и паровозов. Вот приехала посмотреть. Чтобы потом другим рассказать», — думала, что обрадую таким приветствием начальника Кричевского локомотивного депо Ивана Козявского. «И никакое не кладбище, они у нас все «живые», а не музейные экспонаты, — вроде как обиделся он. — У нас, между прочим, единственное депо в стране, где до сих пор такие машины ремонтируют. Они как игрушки. На запасном пути стоят!»

...В Кричев паровоз 1955 года выпуска привезли из Бреста. Здесь его отреставрировали, покрасили, и весной 2003–го, в канун Дня Победы, на восстановленной «Победе» в путь по маршруту Минск — Брест отправились ветераны Великой Отечественной. До этого почти три недели поезд работал в Украине, возил по Крыму и Карпатам англичан, немцев, американцев и японцев. От раритетной «Победы» туристы были в восторге. Еще бы, паровозик хоть и работает на угле, но скорость развивает приличную, до 130 километров в час.

В депо собран не один десяток старинных машин, каждая из которых в любой момент готова тронуться в путь. Самый старый экспонат «музея» под открытым небом (официальной экспозиции здесь, впрочем, нет) — паровоз 1932 года выпуска серии Эм, который передвигается со скоростью 60 километров в час. Кстати, паровозы серий Эм и Эр выпускали не только в Советском Союзе, но и в Польше, Румынии, Венгрии. На постсоветском пространстве их, исправных, сегодня — единицы, ведь содержать и обслуживать раритеты довольно проблематично. И запчастей не найти (очень много паровозов было уничтожено: разобрано на запчасти, сдано в металлолом, отправлено на переплавку в начале 70–х годов, когда им на смену пришли тепловозы), специалистов по раритетным машинам почти не осталось. Да и стоит обслуживание и ремонт недешево. К примеру, одна диагностика, которую регулярно должен проходить каждый паровоз, — около 4 миллионов рублей. Ремонт «Победы», к примеру, обошелся примерно в 50 миллионов.

— Так уж вышло, что наше небольшое депо — последнее на Белорусской железной дороге, занимающееся всеми видами ремонта паровозов (депо самое маленькое, в штате — около 300 человек, тогда как, к примеру, в Лидском — не одна тысяча), — рассказал мне заместитель начальника локомотивного депо Михаил Лесников. — А ремонтировать поезда периодически нужно. К примеру, когда они были на ходу, раз в месяц их ставили на промывку: из котла удаляли накопившиеся соли, накипь от воды, способствующие быстрому износу деталей. Помимо этого, время от времени делали подъемный ремонт: специальными 30–тонными домкратами поднимали паровозик весом под 120 тонн (для сравнения: «жигуленок» весит около 900 килограммов, «Москвич–2141» — тонны полторы, «Мерседес» — около трех), чтобы осмотреть, не нуждаются ли в замене колеса. И раз в 5 — 8 лет делали заводской ремонт, для чего гоняли паровозы– «ветераны» на тепловозоремонтные заводы в Украину или Россию. Там «ветеранов» полностью разбирали, чтобы выяснить, нет ли где коррозии металла, не нуждаются ли кое–какие детали в замене, — как правило, быстрее всего изнашивались котлы. Нынче заводской ремонт делаем сами, в депо, ведь в Беларуси тепловозоремонтных заводов нет. В том же Брестском депо не было условий для ремонта котла, вот они и пригнали к нам «Победу».

Кстати, отреставрированная кричевлянами «Победа» вернулась обратно в Брест. Там, в городе над Бугом, есть музей старинных паровозов, где собрано около полусотни экспонатов выпуска начала и середины прошлого века. Создать музей на базе собственного локомотивного депо в Кричеве не планируют. Скромничают: «Наше дело — локомотив отремонтировать, сохранить для потомков. А увидеть восстановленные нами машины они смогут в том же Бресте или, быть может, в кино. Однажды к нам уже обращались работники «Беларусьфильма» с просьбой дать напрокат одну из раритетных машин. Правда, впоследствии на съемки пригласили паровозик из Бреста, но кто знает, может, и один из наших еще «засветится» где–нибудь в главной роли?»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter