Солнце уже не так высоко поднимается над горизонтом. Густые облака почти не пропускают лучи. Под ногами шуршат мерзлые листья. Лес, стряхнув шелестящее одеяние, замер в ожидании новых одежд — мягких, белоснежных.
9 ноября белорусы вспоминали также святого Тодара. В этот день продолжали пополнять запасы на зиму и говорили: «На святога Тадора — поўна камора». А еще готовили овечью шерсть, чтобы изготавливать валенки, делать нитки, вязать из них варежки и носки. Расходуя «бавоўну», наши предки обращались к святым Анастасию и Авраамию (Настасей, Анастасiй) — заступникам и покровителям овчаров и пастухов. 11 ноября, в день их почитания, женщины пекли пироги. Считалось, если хозяин овечьего стада отблагодарит пастухов, то целый год его овцы будут целыми и невредимыми. Просили заступника овец: «Святы Настасей‑прэкрасны, саблюдзi авец нашых».
На Зиновия, 12 ноября в народе отмечали синичкин праздник. Созвучие имени святого и названия птицы синицы, которую нередко называли «зинькой», и дало основание для особого дня. В это время прилетают на зимовку не только синицы, но и щеглы, сойки, снегири, свиристели, чечетки. Предсказательницей считали именно синицу, называли «девятисловой», потому что «Ведает она и смехом, и слезами, знает ласковое верное слово». По поверью, синица может сказать, осуществится ли задуманное, стоит ли ждать счастья, идет ли беда. Поэтому к птичке относились приветливо: кормили крошками хлеба, на ветки дерева нанизывали кусочки сала.
На Кузьму и Демьяна начиналось обучение детей грамоте. Отсюда и обычай молиться святым угодникам «о прозрении разума к учению грамоте».Кузьма и Демьян, скуйте праздник нам! Так наши предки обращались к святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану в день их почитания — 14 ноября (Кузьма‑Земян, Касьма‑Дамiян, «Кузьмiнкi»). В календаре это была дата особая. Начинали чествовать кузнецов. Согласно народным представлениям, Кузьма и Демьян — Божьи «кавалi», которые способны не только украсить коваными звездами небо, но и сковать ледяную цепь для земли.
Это был праздник семейного очага и продолжения рода. Всего две недели осталось до Филиппового поста. Поэтому девушки, которые хотели выйти замуж до Рождества, обращались к святым с просьбой помочь найти суженого.
Кузьминки — пора веселья, которое продолжалось несколько дней. В это время хозяйкой дома становилась девушка‑невеста. Она готовила обрядовую еду для всей семьи. Утром на голодный желудок полагалось съесть вареное яйцо — символ плодородия. Другим ритуальным блюдом являлась каша. По преданию, Кузьма и Демьян были простыми работниками, никогда не требовали оплаты за труд, просили только каши.
Кашу на Кузьминки девушки варили сразу в нескольких горшках: в одних — с постным маслом, в других — со свиным салом, угощали ею деревенских парней и затем устраивали «вячорки» с веселыми играми, которые могли продолжаться до утра. Затем парни отправлялись воровать соседских кур для новых блюд. Такое озорство на Кузьминки не осуждалось. На следующий день веселье продолжалось. Молодежь наряжалась в одежду красного цвета, который символизировал солнце, жизнь и семейное счастье. Приговаривали: «Кузьма‑Демьян пришел — на свадьбу повел».
В некоторых районах Беларуси на Кузьминки праздновали первую встречу зимы. Говорили: «Не закаваць зiме раку да Кузьмы; калi Кузьма закуе, дык Мiхайла раскуе; на Кузьму лiсты на дрэвах трымаюцца — недарод наперадзе чакае».
ПРИМЕТЫ
Из Кузьмы‑Демьяновой кузницы мороз идет.
Кузьма‑Демьян из осеннего перепутья путь правят.
Если на Кузьму‑Демьяна на дорогах грязь, то до середины зимы продержится теплая погода.