Календарь и традиции: 12 - 18 ноября 2018 года

Кузьма с Демьяном и свадебку выкуют

12 ноября в традиционном народном календаре — Артем. Когда–то с этого времени приступали «да прадзiва» — прядения. И поговорку соответствующую сложили: «Святой Антошка, напрадзi пачатак — з лукошка, а клубок — з карабок».



Еще день 12 ноября в народе называли «синичкиным»: как правило, погода уже теплом не балует, и синицы часто стучат клювиками по карнизу и даже по стеклу окошка, словно напоминая: пришло время позаботиться о зимующих птицах. Всем нам нужно жить с природой в согласии, ведь мы часть ее. А значит, надо придерживаться и простого правила: покорми птиц зимой — они послужат тебе весной.

13 ноября — Стах. А вот «Стах падагнаў зiмовых птах». В Беларуси всегда водилось много разных птиц. Среди них — клест. Его клюв оставляет крестообразный след, за что эту птичку почитали чуть ли не священной. К тому же погибшие клесты практически не разлагаются (в силу особенностей питания), буквально мумифицируются, что также воспринималось как некое чудо.

14 ноября чтят память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). Имя одного из святых созвучно слову «кузня», это послужило причиной того, что Кузьму и Демьяна считали покровителями кузнецов.

«Кавальства» — одно из самых древних ремесел. На белорусских землях в древности процесс выглядел следующим образом. Из болотной руды добывалось железо, затем в небольших печах («домнiцах») из полученных заготовок выковывали ножи, подковы, серпы, косы и т.д. Надо сказать, кузнец–«каваль» воспринимался фигурой весьма загадочной, ведь помимо того, что имел большую физическую силу, мощь, так еще и постиг необычные свойства руды, железа, умел превратить раскаленный кусок металла в замечательную вещь. Неудивительно, что именно кузнец часто выступал настоящим «чараўнiком» не только в белорусских сказках, но и в фольклорных произведениях многих европейских народов.

Кузню у нас выстраивали деревянную, глинобитную или каменную. Если стены делались деревянные, изнутри их штукатурили — в противопожарных целях. Для того же кузню заглубляли, как бы вкапывали в землю и вообще ставили ее подальше от жилых домов, чаще — неподалеку от воды. Необходимый для работы уголь выжигали сами или же приобретали на смолокурнях. К ХI — ХIII столетию «кавальства» на территории Беларуси уже даже стало городским ремеслом: в ХVI веке возникли первые «кавальскiя цэхi» в Бресте, Слуцке, Полоцке, Могилеве, Витебске — как совершенно самостоятельно, так и в объединении со слесарными цехами. Со временем в кузнечном ремесле выделились специализации: кто–то работал исключительно для «ваяроў» — изготавливал оружие; кто–то мастерил орудия труда — серпы, секачи, лопаты, мотыги, вилы, замки, котлы, столярные инструменты. Были среди кузнецов и настоящие творцы–художники, способные изготовить ажурный балкончик, элегантные лестничные перила, калитки, ворота и ограждения. Кузнец мог выковать флюгер — произведение искусства, для церквей и костелов по всем правилам и канонам — алтарные перегородки, церковную утварь, ритуальную атрибутику. Поэтому в прежние времена на Кузьму и Демьяна кузнецы не работали — в знак уважения к своим покровителям.

Так же, «з вялiкай павагай», к этому дню относилась неженатая молодежь: считалось, что «Кузьма з Дзям’янам свадзьбу скуюць». Кстати, в те далекие времена именно кузнец изготавливал для жениха с невестой «медзяныя пярсцёнкi». У нас даже бытовала специальная песня «Кузьма», исполнявшаяся только для тех, кто играл свадьбу впервые.

Один из самых известных белорусских «кавалёў» — Павлюк Багрим. Его считают автором не только поэтического шедевра — стихотворения «Зайграй, зайграй, хлопча малы...», но и настоящего произведения ювелирного искусства — знаменитой крошинской люстры, изготовленной в совершенно романтических мотивах: цветы в бутонах и «жаўрукi» в полете.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter