Традиционный народный календарь на 13 - 19 ноября

Кузьма и Демьян счастье выкуют

В традиционном народном календаре наступающую неделю не назовешь очень уж богатой на яркие события. Тем не менее нельзя не отметить несколько заметных дат.


14 ноября — день особого поминовения в храмах святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. В народном варианте — Кузьмы и Демьяна, ко всем своим заслугам традиционно выступавших еще и покровителями кузнецов: возможно, свою роль сыграло созвучие имени Кузьма и названия «кузня». Как бы то ни было, но в этот день кузнецы, можно сказать, праздновали свой профессиональный праздник, поэтому кузницы не работали.

День Кузьмы и Демьяна особенно «шанавалi» незамужние девчата, поскольку бытовало поверье, что эти святые выступают и «дапаможцамi вяселля». До поста, «пiлiпаўкi», — две недели, так что если не сидеть сложа руки, можно успеть «скаваць свадзьбу крэпкую, даўгавечную, на вякi неразлучную». Ну а там, где надо что–то «скаваць», — обращались к Кузьме и Демьяну. Даже «вясельную» песню с названием «Кузьма» сложили, правда, исполнялась она лишь для тех, кто венчался впервые.

В крестьянских хозяйствах активно шел процесс сушки и обмолота хлебных снопов. И в такой работе требовались различные приспособления, выполненные из металла. Поэтому и здесь добрым словом вспоминали «кавалёў» Кузьму и Демьяна.

В ноябре погода еще не установилась, идет сплошное чередование плюсовой и минусовой температур, заморозки сменяются оттепелями, о чем так и говорили: «Кузьма — закуе, а Мiхал — раскуе» (Михаил — 21 ноября).

По наблюдениям, если лист на деревьях держится — зима ожидается не очень суровая.

Еще одним погодным маркером выступало 19 ноября, в народном календаре — Варлаам–ледостав. Если на Варлаама пройдет снег, в наступающем зимнем сезоне сугробы пурга наметет высокие.

Ну что ж, погода с каждым днем действительно становится все хуже: дождь чередуется с мокрым снегом, ледяная корочка стягивает лужи и даже слегка — гладь больших водоемов. Но до настоящего ледостава пока далеко. В прежние времена, пока мороз как следует еще не сковал реки и проточные озера, продолжали работать водяные мельницы. И вот это «закрытие сезона» считалось профессиональным праздником уже у мельников–«млынароў».

О мельницах у нас складывалось множество различных невероятных историй. Главное в них — мельники неким таинственным образом связаны с нечистой силой. Мол, днем на мельнице работает сам ее хозяин, а по ночам там мелют муку для себя черти. Говорили, что мельник никогда ничего не делает просто так, то есть даром: непременно берет «падзяку», в любой форме. Он всегда молчалив, угрюм: и не просто необщителен, не ведет никаких разговоров с теми, кто приходит к нему на поклон, но даже не здоровается, подчеркивая тем самым свое отличие от остальных «вяскоўцаў». С мельницей в сказках, поверьях и преданиях всегда связаны необыкновенные, совершенно неправдоподобные события, которые могли носить характер как добра, так и зла, ведь мельница — место особое. Поэтому при водяных мельницах держали и животных особых — обязательно черного кота, черного петуха, темных кур и т.д. Вообще, мельника побаивались, считая «чараўнiком». Таким вот «чараўнiком» был, по легенде, и Менеск, от имени которого, считается, пошло древнее название нашей столицы — Менск, Минск.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter