Кусочек угодий от... голода

Опасаясь  последствий  мирового  продовольственного  кризиса,  некоторые  страны  стали  продавать  сельхозземли

Опасаясь  последствий  мирового  продовольственного  кризиса,  некоторые  страны  стали  продавать  сельхозземли 

По прогнозам Международного зернового совета (International  Grains Council), мировой урожай зерна составит в этом году 645 млн. тонн против 603,5 млн. тонн в 2007 году. Динамике роста  способствуют увеличение посевных площадей и хорошие погодные условия. Вместе с тем президент Всемирного банка Роберт Зеллик считает, что мировой кризис продовольствия продлится до 2015 года. По его мнению, до этого срока цены на зерно будут оставаться высокими. 

Чтобы остановить дальнейшее подорожание хлеба, муки и хлебобулочных изделий, Еврокомиссия отменила резервирование 10 % пахотных земель в EС на агросезон 2007/08, а Испания и Польша обратились с просьбой отменить квоты на выработку молока государствами EС. Освободив фермеров от исполнения этого условия, Брюссель рассчитывает повысить объем производства сельхозпродукции. 

Пока ООН и другие международные организации на фоне дефицита продовольствия разрабатывают многомиллиардные программы, призванные обеспечить едой беднейшие страны мира, частный бизнес активно скупает сельскохозяйственные активы. Спрос на угодья столь велик, что цена на них растет даже в развитых западных странах. Бизнесмены убедились:  в условиях нынешней конъюнктуры продовольственного рынка можно неплохо заработать. По прогнозам экспертов, в такой сельскохозяйственной стране, как Румыния, недавно вступившей в ЕС, цена  полей составляет около Ђ 1500 за 1 га, но  в ближайшие три года вырастет втрое. По данным международной консалтинговой компании «Knight Frank», в декабре 2007 года цена на 1 акр (0,4 га) сельхозземель в Великобритании в среднем выросла на 25 % по сравнению с декабрем 2006 года и составила Ј 4129 (чуть более Ђ 2000 за 1 га). По прогнозам британской компании «Carter Jonas», занимающейся консалтингом в сфере недвижимости, в этом году стоимость акра вырастет еще на 10—15 %. 

Существенный интерес к сельхозактивам наблюдается и в США, где за последний год цены на зерновые выросли на 20—30 %, а возделываемые площади увеличились всего на 1 %. Американские специалисты отмечают: всего несколько лет назад, когда пшеница стоила $ 3—4 за бушель, было прибыльнее просто держать землю под паром. Теперь же, когда цена бушеля достигла $ 8—10, экономически целесообразнее  возделывать эти земли. Потребность в дешевом продовольствии заставила американские власти выделить для сельхознужд законсервированные земли. Так, под производство сена и кормового зерна уже отдано 9,5 млн. га из резервных угодий. 

Кстати, перспектива голодного будущего  испугала и китайское правительство, которое приняло решение скупать сельхозземли за границей и таким образом застраховаться от возможного «пищевого» дефицита. 

Соответствующее указание и необходимые ресурсы уже получили все фермеры Поднебесной.  Китай обладает всего лишь 9 % мировых пахотных земель, зато число работающих в сельхозсекторе достигает там 40 % общего количества фермеров в мировой экономике. Чтобы решить эту
проблему,  Китай решил «открыться» миру и отдать производство продуктов питания, так сказать, на аутсорсинг.  Таким образом страна пытается обеспечить себе продовольственную безопасность и гарантировать поставки продуктов питания из-за рубежа, а также частично реализовать право на труд своих граждан. Интерес для Поднебесной представляет любое государство, имеющее свободные пахотные земли. В том числе страны Центральной Азии и Восточной Европы, которые из-за трудовой миграции ощущают все более острый дефицит рабочей силы. 

В России, несмотря на текущий кризис ликвидности на фондовых рынках, акции публичных компаний агросектора продолжали расти. Наличие собственных производства и земли перестает быть для российских сельхозпроизводителей только лишь вопросом сырьевой безопасности и способом снижения издержек. Земельные активы становятся одним из основных факторов для повышения капитализации компаний АПК и их привлекательности для инвесторов. 

Например, в конце декабря 2007 года первичное публичное предложение на Стокгольмской бирже провела шведская компания «Black Earth Farming» (BEF), работающая в России и странах СНГ. BEF, по сути, является не сельхозпроизводителем, а банком земли, контролируя на настоящий момент около 300 тыс. га сельхозугодий в России и Украине и используя под сельскохозяйственную деятельность не более 10—15 % из них. При размещении BEF привлекла $ 258 млн., а вся компания была оценена инвесторами в $ 1 млрд., что соответствует оценке $ 3,7 тыс. за 1 га. Размещение произошло по верхней границе ценового диапазона, а спрос превысил предложение в семь раз. 

Сейчас цены на сельхозугодья в России колеблются от $ 100 до $ 1000 за 1 га. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), средняя цена составляет около $ 500—700, максимальная доходит до $ 1,3—1,6 тыс. При этом, например, в Западной Европе 1 га стоит $ 4,5—28 тыс., на восточном побережье США — $ 13,2—32 тыс., в Аргентине — $ 4,4—7,8 тыс. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter