Жить с перманентной неприязнью — это по-нашему?

Кусочек счастья

Гномики на улицах Вроцлава.
Фото Ольги Пак.
Речь пойдет не о тортике, который внезапно стал весьма популярным в минских краях. Хотя, согласитесь, назвать сие кондитерское изделие именно так было идеей гениальной. Разговор о другом — о том, как из кусочков счастья суметь собрать картину окружающего мира и просто радоваться жизни. Или не радоваться…

Прочитал на днях гневную филиппику одного нашего публициста. Он с яростью обрушился на власти, которые допускают появление памятников коровам, бабам с семечками и прочее в то время, когда в стране до сих пор не увековечена в бронзе память Кастуся Калиновского или Стефана Батория. Для человека эта тема так болезненна, он с такой долей неприятия смотрит на всех этих бобров, городовых и коней с пролетками, что поневоле первоначальное прямое отрицание его позиции сменяется на искреннее сочувствие: ну как же жить с таким-то пессимизмом?! Ведь даже появление в Минске слона Сальвадора Дали его бесит!

Несогласие с автором неизбежно — ведь человек просто не понимает разницы между памятниками и малыми скульптурными формами. Кто против того, чтобы национальным героям воздвигались монументы? Но отсутствие на данный момент времени отлитого в бронзе изображения того или иного деятеля не должно и не может препятствовать появлению современных городских скульптур. Ведь это и преображение урбан-пространства, и украшение улиц, и просто улыбка, играющая на устах прохожего. Кому от этого хуже?

Более того, городская скульптура становится фактором привлечения туристов. Слышали про вроцлавских гномиков? Первая фигурка, которую теперь называют Папа-гном, была поставлена в 2001 году в память об Оранжевой альтернативе, хеппенинговом движении в Польше 80-х — они рисовали на стенах домов гномов. А с 2005 года по заказу городских властей бронзовые фигурки гномиков стали появляться повсеместно. Сегодня их число перевалило уже за 160, и никто не знает, сколько их в городе на самом деле. Ведь забавных персонажей высотой, как правило, не более 30 — 40 сантиметров устанавливают и различные фирмы, и магазины. Их появление спонсируют меценаты, и это движение не имеет специальной координации. Единственное негласное условие — фигурки должны быть симпатичными и символизировать какую-либо профессию или занятие. На окне булочной, например, — гномики, укравшие крендель, на водопроводном кране — водонос с коромыслом и двумя ведрами. Есть гномик-арестант и гномик-лунатик, пожарный и штукатур, байкер и почтальон. Есть даже гном-алкоголик! Но главное, эти фигурки стали одним из пунктов интереса туристов, приезжающих в город. Стало трендом, разглядывая вроцлавские достопримечательности, разыскивать взглядом гномов и подсчитывать свой «урожай» — ведь многих из них найти очень непросто!

Самое же главное, «краснолюдки», как называют их вроцлавцы, стали теперь одним из символов города — и буквально на памяти одного поколения.

А вот человека скульптуры злят… Так, может, не в них дело?

Про философию счастья скандинавов сегодня не слышал разве что ленивый. Если коротко — наше существование должно быть в радость, и счастье складывается из удовольствия от каждого прожитого момента. Я даже слово финское специально заучил — «калсарикяннит», в дословном переводе оно означает «напиваться в нижнем белье». Хотя на самом деле алкоголь в этом виде досуга не главное и не обязательное. В первую очередь это отказ куда-то идти специально за положительными эмоциями, а счастье найти в тихом и уютном домашнем отдыхе. Ну, согласитесь, ведь круто же!

И вот что удивительно: разрушить состояние «хюгге», счастья и умиротворения, у датчан, финнов или шведов не может ни победа на выборах их политических противников, ни экономические кризисы или взлеты, ни мировые конфликты и потрясения, ни имперская политика США, ни экономическая экспансия Китая. Потому что все внешнее — политика, экономика, социальные проблемы — это работа, деятельность, под которую отводится определенное время. А внутреннее — счастье, радость, любовь — это всегда, в каждую минуту.

Мы так не умеем.

По-нашему — это жить с перманентной неприязнью, а то и ненавистью: к политическим соперникам, к более богатым и более успешным, к веселым и радостным, к ярко нарядившимся и смешно постригшимся. В общем, ко всем другим. Это чувство не отпускает, не дает расслабиться. Не позволяет даже просто улыбнуться длинноногому слону Дали. А что уж говорить про бабу с семечками, если памятник «имяреку» не установлен!

Меня такой расклад не устраивает. 

gilevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter