История одной фотографии Абрама Кроля

Кусочек родного Минска

В 1975 году, когда я учился в художественном училище, у меня разболелся зуб. Кто–то из сердобольных преподавателей, видя мою распухшую щеку, дал домашний телефон своего знакомого стоматолога. Я созвонился и оказался в кабинете у доктора лет пятидесяти. Справа от инквизиторского кресла и бормашины на белой стене висел небольшой городской пейзаж, написанный масляными красками на картоне. Простенькая деревянная рамка обрамляла зимний Минск. Город и место узнавались сразу: парк Горького, деревянный мост через Свислочь, купол цирка, деревья в снегу. Когда мой зуб перестал болеть, я посмотрел на пейзаж снова, и он мне понравился еще больше. Стоматолог признался, что эта картина ему сильно нравится, а подарил ее художник Кроль. Доктор с ней не расстается, переходит с пейзажем из одного кабинета в другой.

Лет через десять от своего преподавателя узнаю, что стоматолог эмигрировал и увез с собой тот зимний пейзаж Минска, написанный Абрамом Кролем, и что теперь, вполне возможно, этюд висит в Чикаго, а постаревший врач глядит на него и вспоминает нашу столицу. Допускаю, что сегодня на тот пейзаж смотрят и внуки стоматолога.

Мне не очень нравятся большие, чаще всего сделанные на заказ, к юбилейным датам, полотна Абрама Кроля. Слишком они холодные и пафосные, слишком правильные.

Мне по душе его пейзажи. Они очень живые и атмосферные, легкие и элегантные. Смотришь и чувствуешь, что художник очень любил то, что писал. Минские улицы и площади, старые и новые здания, трубы заводов, парки, скверы и перекрестки, мокрый асфальт шоссе и густую зелень деревьев... Все, что связано с природой и городом, у этого художника живое и позитивное. Кто–то может сказать — советское, и я не стану спорить, соглашусь. Но при этом надо понимать, что он, пережив войну, дойдя с блокнотом и фотоаппаратом до Берлина, потеряв в Минском гетто семью, ощутил на себе весь ужас войны.

В 60 — 70–е годы он словно забыл все то страшное, что произошло с ним. Такое ощущение, что его глаза широко раскрылись и он увидел мир по–иному. Стал радоваться каждому дню, каждой встрече с природой. Удивительно, но из всех времен года любимой у него была зима. С сугробами, снегом, инеем, серым небом и дорогами...

Сегодня минские пейзажи Абрама Кроля — история нашего города. Рядом с ними всегда толпятся зрители, спорят, вспоминают свои молодые годы и рассказывают внукам, как по этим улицам ходили в школу, университет, в булочную, на каток в парк Горького. И еще множество ситуаций и деталей того сладкого времени, когда деревья были большими, улицы широкими, а трава зеленой.

ladzimir@tut.by

Фото любезно предоставил Евгений КОКТЫШ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter