Кушать продано?

Ненавязчивый сервис на автовокзалахНа большинстве мелких автостанций с продовольствием совсем туго. Брутальная атмосфера, из съестного — шоколадки да бананы... Где–то частники пристроились продавать стиральный порошок, где–то — семена и магнитофонные (!) кассеты. А за едой пассажиры привычно отправляются в окрестные продмаги...

Ненавязчивый сервис на автовокзалах


Гомельский автовокзал, будний день, около 10 утра. Пассажиров полно. До отправления есть немного времени. Я пытаюсь купить что–нибудь съестное в дорогу. Видно, не судьба: одна хозяйка лотка «принимает товар», другая не нашла сдачи, в третьей точке нет нужного сорта мороженого (вообще–то есть, но к нему «нет цен», и продавщица недовольно накрывает холодильник какой–то тряпкой). Так и поехал — голодный, злой, не оставив вокзалу ни копейки сверх стоимости билета.


Возможно, это я просто «неудачно зашел», совпало так? Однако с подобными совпадениями, думаю, встречались многие пассажиры. Дорожный сервис на автовокзалах и станциях Гомельской области который год пребывает в полусонном состоянии...


По мне, так неповоротливость конкретного участника рыночных отношений — его сугубо личная проблема. В идеале при малейших признаках вакуума нишу должны заполнить более предприимчивые конкуренты. Но в том и проблема, что на автостанциях этого почему–то не происходит. О планово–убыточном характере пассажирских перевозок слышу, сколько себя помню. В то же время при всем желании не могу потратить на автостанции честно заработанные рубли. Просто негде...


Через гомельский автовокзал, по официальным данным, с начала года прошли 1,4 миллиона пассажиров. Сколько денег каждый здесь оставил (помимо оплаты проезда) в администрации предприятия не говорят, ссылаясь на коммерческую тайну. Анализировал ли кто–то эти «побочные доходы» вообще — не ясно. Хотя если судить по моему, мягко говоря, богатому опыту поездок, то выручка могла бы быть в разы больше. Пожалуй, смогу припомнить едва ли не каждую совершенную здесь покупку: несколько порций мороженого, два шоколадных батончика, пакет чипсов и картофельный пирожок с мясом. Это примерно за 10 лет интенсивных командировок.


И не в том дело, что я привередливый. В частном магазине неподалеку меня все устраивает: там и выбор больше, и выпечка симпатичнее, и ценники в пирожки не заталкивают...


Ни разу не удалось мне перекусить и на автостанции в Мозыре. Нет, можно, конечно, купить в местном магазине те же чипсы и запить их газировкой. Или попросить, чтобы развели кипятком «эрзац–пакет» с макаронами... Но чем такое меню, так лучше потерпеть: до дома все ж не тысяча километров. Кстати, неподалеку от автостанции имеется что–то вроде кафе. Правда, там, как ни подойду, все время «спецобслуживание»...


В Калинковичах огромное гулкое здание автостанции так и просит хоть чем–нибудь заполнить площади. В последний раз по пути в Лельчицы моя маршрутка стояла здесь 10 минут. Захотелось разнообразить поездку чем–нибудь вкусным. Но в пределах видимости — ни ларька, ни лотка... Наиболее шустрые пассажиры бросились через дорогу — там гастроном, есть шанс успеть до отправления.


На большинстве мелких автостанций с продовольствием совсем туго. Брутальная атмосфера, из съестного — шоколадки да бананы... Где–то частники пристроились продавать стиральный порошок, где–то — семена и магнитофонные (!) кассеты. А за едой пассажиры привычно отправляются в окрестные продмаги...


В чем же дело? Возможно, частники не считают автостанции прибыльным местом?


— С точки зрения прибыльности автовокзал — место, безусловно, интересное, — рассуждают на условиях анонимности в одной из ведущих частных общепитовских сетей Гомеля. — Много людей, а им всегда хочется есть. Но только владелец решает, пускать кого–то или нет. —  И, помолчав, добавили: — Тем более что у него же там свои точки...


В «Гомельоблавтотрансе» считают, что не все так просто. Если в Гомеле желающих арендовать площадь на автовокзале хватает, то в Калинковичах, например, ситуация обратная. Говорят, что не очень–то и рвутся предприниматели арендовать площади под кафе и магазины — не те, мол, там пассажиропотоки...


Гомельский предприниматель Вячеслав Люсик имеет мини–кафе и ларек на Гомельском автовокзале. На оборот не жалуется. И небольшие автостанции считает вполне перспективными местами. Однако осваивать их почему–то не торопится...


— Бизнесу всегда интересно там, где есть люди, — сравнивает плюсы и минусы Люсик. — Но я ограничен со всех сторон. Скажем, не могу сам устанавливать цены — действуют определенные пределы надбавок. Вложения–то немаленькие, а отбить их будет сложно... Да и бумажная сторона вопроса, честно говоря, пугает. Плюс сложность всех процедур, перспектива иметь дело со всевозможными контролерами...


Но, по большому счету, речь ведь не только о еде. Попробуй купи на автостанции маленького городка какую–нибудь забавную мелочь на память или найди банкомат.


Какой–то замкнутый круг. Пока частный бизнес не торопится позаботиться о пассажирах, ведомственная вокзальная кулинария никак не продвинется в своей фантазии дальше такого фирменного блюда, как «котлета в тесте». Вроде и полки чем–то ярким заставлены, и газировка всех цветов — а все не то. Проявить хоть немного изобретательности насильно никого не заставишь. А простому желанию заработать, по–видимому, еще не пришел черед.


Цифра


В 2008 году в Гомельской области продано 5,7 миллиона автобусных билетов.


Прямая речь


Дмитрий Комзолов, заместитель генерального директора Республиканского унитарного автотранспортного предприятия «Гомельоблавтотранс»:


— Мы крайне заинтересованы в привлечении пассажиров, увеличении объема перевозок, а значит, и в создании комфортных условий на наших объектах. Но, к сожалению, далеко не всегда есть избыток желающих заниматься бизнесом на автостанциях. Одно дело — Гомель, где арендаторов хватает, другое — небольшие станции в районах... Там мы готовы сдать любую пустующую площадь — только торгуйте, оказывайте услуги. Давали рекламу, размещали информацию о сдающихся помещениях в интернете, но — не хотят. Сами же мы не всегда можем создать и поддерживать точку общепита из–за недостатка средств. Тем более что многие станции нуждаются в дорогой реконструкции...

 

«За билетами — в инфокиоск»


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter