Кушать продано?

Ненавязчивый сервис на автовокзалахНа большинстве мелких автостанций с продовольствием совсем туго. Брутальная атмосфера, из съестного — шоколадки да бананы... Где–то частники пристроились продавать стиральный порошок, где–то — семена и магнитофонные (!) кассеты. А за едой пассажиры привычно отправляются в окрестные продмаги...

Ненавязчивый сервис на автовокзалах


Гомельский автовокзал, будний день, около 10 утра. Пассажиров полно. До отправления есть немного времени. Я пытаюсь купить что–нибудь съестное в дорогу. Видно, не судьба: одна хозяйка лотка «принимает товар», другая не нашла сдачи, в третьей точке нет нужного сорта мороженого (вообще–то есть, но к нему «нет цен», и продавщица недовольно накрывает холодильник какой–то тряпкой). Так и поехал — голодный, злой, не оставив вокзалу ни копейки сверх стоимости билета.


Возможно, это я просто «неудачно зашел», совпало так? Однако с подобными совпадениями, думаю, встречались многие пассажиры. Дорожный сервис на автовокзалах и станциях Гомельской области который год пребывает в полусонном состоянии...


По мне, так неповоротливость конкретного участника рыночных отношений — его сугубо личная проблема. В идеале при малейших признаках вакуума нишу должны заполнить более предприимчивые конкуренты. Но в том и проблема, что на автостанциях этого почему–то не происходит. О планово–убыточном характере пассажирских перевозок слышу, сколько себя помню. В то же время при всем желании не могу потратить на автостанции честно заработанные рубли. Просто негде...


Через гомельский автовокзал, по официальным данным, с начала года прошли 1,4 миллиона пассажиров. Сколько денег каждый здесь оставил (помимо оплаты проезда) в администрации предприятия не говорят, ссылаясь на коммерческую тайну. Анализировал ли кто–то эти «побочные доходы» вообще — не ясно. Хотя если судить по моему, мягко говоря, богатому опыту поездок, то выручка могла бы быть в разы больше. Пожалуй, смогу припомнить едва ли не каждую совершенную здесь покупку: несколько порций мороженого, два шоколадных батончика, пакет чипсов и картофельный пирожок с мясом. Это примерно за 10 лет интенсивных командировок.


И не в том дело, что я привередливый. В частном магазине неподалеку меня все устраивает: там и выбор больше, и выпечка симпатичнее, и ценники в пирожки не заталкивают...


Ни разу не удалось мне перекусить и на автостанции в Мозыре. Нет, можно, конечно, купить в местном магазине те же чипсы и запить их газировкой. Или попросить, чтобы развели кипятком «эрзац–пакет» с макаронами... Но чем такое меню, так лучше потерпеть: до дома все ж не тысяча километров. Кстати, неподалеку от автостанции имеется что–то вроде кафе. Правда, там, как ни подойду, все время «спецобслуживание»...


В Калинковичах огромное гулкое здание автостанции так и просит хоть чем–нибудь заполнить площади. В последний раз по пути в Лельчицы моя маршрутка стояла здесь 10 минут. Захотелось разнообразить поездку чем–нибудь вкусным. Но в пределах видимости — ни ларька, ни лотка... Наиболее шустрые пассажиры бросились через дорогу — там гастроном, есть шанс успеть до отправления.


На большинстве мелких автостанций с продовольствием совсем туго. Брутальная атмосфера, из съестного — шоколадки да бананы... Где–то частники пристроились продавать стиральный порошок, где–то — семена и магнитофонные (!) кассеты. А за едой пассажиры привычно отправляются в окрестные продмаги...


В чем же дело? Возможно, частники не считают автостанции прибыльным местом?


— С точки зрения прибыльности автовокзал — место, безусловно, интересное, — рассуждают на условиях анонимности в одной из ведущих частных общепитовских сетей Гомеля. — Много людей, а им всегда хочется есть. Но только владелец решает, пускать кого–то или нет. —  И, помолчав, добавили: — Тем более что у него же там свои точки...


В «Гомельоблавтотрансе» считают, что не все так просто. Если в Гомеле желающих арендовать площадь на автовокзале хватает, то в Калинковичах, например, ситуация обратная. Говорят, что не очень–то и рвутся предприниматели арендовать площади под кафе и магазины — не те, мол, там пассажиропотоки...


Гомельский предприниматель Вячеслав Люсик имеет мини–кафе и ларек на Гомельском автовокзале. На оборот не жалуется. И небольшие автостанции считает вполне перспективными местами. Однако осваивать их почему–то не торопится...


— Бизнесу всегда интересно там, где есть люди, — сравнивает плюсы и минусы Люсик. — Но я ограничен со всех сторон. Скажем, не могу сам устанавливать цены — действуют определенные пределы надбавок. Вложения–то немаленькие, а отбить их будет сложно... Да и бумажная сторона вопроса, честно говоря, пугает. Плюс сложность всех процедур, перспектива иметь дело со всевозможными контролерами...


Но, по большому счету, речь ведь не только о еде. Попробуй купи на автостанции маленького городка какую–нибудь забавную мелочь на память или найди банкомат.


Какой–то замкнутый круг. Пока частный бизнес не торопится позаботиться о пассажирах, ведомственная вокзальная кулинария никак не продвинется в своей фантазии дальше такого фирменного блюда, как «котлета в тесте». Вроде и полки чем–то ярким заставлены, и газировка всех цветов — а все не то. Проявить хоть немного изобретательности насильно никого не заставишь. А простому желанию заработать, по–видимому, еще не пришел черед.


Цифра


В 2008 году в Гомельской области продано 5,7 миллиона автобусных билетов.


Прямая речь


Дмитрий Комзолов, заместитель генерального директора Республиканского унитарного автотранспортного предприятия «Гомельоблавтотранс»:


— Мы крайне заинтересованы в привлечении пассажиров, увеличении объема перевозок, а значит, и в создании комфортных условий на наших объектах. Но, к сожалению, далеко не всегда есть избыток желающих заниматься бизнесом на автостанциях. Одно дело — Гомель, где арендаторов хватает, другое — небольшие станции в районах... Там мы готовы сдать любую пустующую площадь — только торгуйте, оказывайте услуги. Давали рекламу, размещали информацию о сдающихся помещениях в интернете, но — не хотят. Сами же мы не всегда можем создать и поддерживать точку общепита из–за недостатка средств. Тем более что многие станции нуждаются в дорогой реконструкции...

 

«За билетами — в инфокиоск»


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Louis Vuitton
Я считаю правильным то, что на вокзалах не продают скоропортящиеся продукты, и нет всех этих беляшей, пирожков с творогом и т.п. "деликатесов". Путешествовать, по моему мнению, нужно на голодный желудок. А если совсем не в терпеж, выпить чай с шоколадом (те же батончики на каждом вокзале есть), купить яблоко или банан. Никаких не нужных приключений, и одновременно, голод, как рукой снимет.<br /><br />Вокзал, априори грязное место, народу уйма. Это не столовая или кафе, но по старой «совковой» привычке до сих пор некоторые наши вокзалы напоминают по запаху заводскую столовую времени развитого коммунизма.<br /><br />Другой вопрос, что внешний вид вокзальных торговых павильонов в районных центрах и других белорусских местечках действительно оставляет желать лучшего. Лотки - это пережиток прошлого. Нужно, как то менять данную ситуацию. Само собой, каждый вокзал должен быть оборудован как минимум одним банкоматом и несколькими инфокиосками. Последние мы с успехом производим сами, поэтому, думаю, не трудно будет наладить выпуск достаточного их количества.
Александр
Много лет идет у нас разговор о развитии сервиса. На мой взгляд, главная причина в его слабости - менталитет беларусов. Ну, нет у нас в характере такого, чтобы на услуге копейку заработать. Как ни искал - не нашел у нас такого места, где бы человека с рублем могли бы "облизать" и этот рубль у него выманить. Даже в Минске на вокзале полусоные продавщицы сдающие-предающие смены, считающие выручку, убирающие картоные коробки - словом, не до посетителей им. Казалось бы - вроде и торговая точка есть, и товар, а вот сервиса - нет. Как меру предлагаю стажировку работников в Польше, Литве или на худой конец в Украине. А если сами не сможем - варягов нужно приглашать.
Николай
Проблема намного шире. Недавно приезжал в Минск. На красивом ж.д вокзале решил позавтракать с женой. Две чашки кофе, пирожное, два йогурта потянули на хороший ужин в гомельском кафе, где то около 25тысяч. Честно говоря , я сначала все это взял, а потом уже посмотрел на цены. Больше я на вокзале кушать не буду. Ну а потом меня добил аэропорт Минск-2. Я там был в первый раз. Гнетущее впечатление. Как будто попал в свои молодые годы, когда побывал во многих советских аэропортах. Впечатлений много, это и обалдевшие глаза японца или китайца, не говорящего по русски, но вынужденного с нами штурмом брать рейсовый автобус до автовокзала, это и бордюрщики, которые ведут себя как хозяева жизни, это и полное отсутствие сервисных служб, а в некоторых местах аэропорта было просто страшновато-темно перегорожено ленточками, наверное чтобы убирать было меньше. Но , чтобы не отклоняться от темы, наиболее сильное впечатление от буфетов. Это же все я видел 20 лет назад в аэропортах Хабаровска, Комсомольска- на -муре, Магнитогорска, Челябинска. Плюс цены. В общем за проведенные в аэропорту 6 часов я так и не покушал. А ведь это - главные ворота страны. Я патриот своей страны, но вынужден отметить, что нашему сервису в области питания очень далеко даже до соседней Украины, где я изредка бываю и с удовольствием питаюсь в их кафе. Вкусно и недорого.
Sova
07:25:44 24.09.2009 Louis Vuitton<br /><br />Если следовать вашей логике, то и автозаправочные станции - грязное место: машин уйма, люди, бензин. Но там почему-то и кафешки есть, где можно и позавтракать, и пообедать, и поужинать. И магазины там "ломятся" от товаров. И чистота, и порядок, и даже фонтаны есть, не говоря уже о возможности принять душ и сходить в чистый туалет. Так значит, дело все-таки не в менталитете белорусов. А в заинтересовнности хозяев объекта.
Louis Vuitton
Не путайте кафешки, и точки, где продают съестные продукты. Я ничего не имею против цивилизованных пунктов быстрого питания. Кстати, почему бы не отдать это дело на откуп какой либо известной сети пунктов "фаст-фуд". Было бы очень не плохо.
Sova
А что мешает открыть кафешки на вокзалах?)))
Валерий РБ.
Вы вообще слыхали слово БЮДЖЕТ?<br /><br />Будет Вам и фаст - фуд и какава с чаем.
Louis Vuitton
Неразворотливость наших предпринимателей и чиновничий беспредел...
член партии с 37-го года
ведомственная вокзальная кулинария никак не продвинется в своей фантазии дальше такого фирменного блюда, как «котлета в тесте». <br /> <br />
А ВОТ КОТЛЕТУ ТЫ НЕ ТРОЖЬ!!!! НЕ ТЫ ЕЁ В ТЕСТО ЗАВОРАЧИВАЛ, НИ ТЕБЕ В НЕЙ И КОВЫРЯТЬСЯ! ДА ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО КУЛИНАР В ЭТО ТЕСТО НЕ СТОЛЬКО ФАРША ВЛОЖИЛ, СКОЛЬКО ДУШИ?! А ТЫ ТУТ СВОИМИ ГРЯЗНЫМИ ЛАПАМИ... Ээхх... <br /> <br />
З.Ы: И вообще, котлеты в тесте - это души невинно убиенных телят.
Новиков
Вообще-то, как раз всевозможные вариации на тему беляшей встречаются относительно часто. Во-вторых, помыть яблоко или руки - тот еще квест. В-третьих, за тем, чтобы не было желудочно-кишечных приключений жестоко следят (и правильно делают) специально обученные организации. <br /><br />Но в общем, вы правы, надо менять ситуацию.
Новиков
На счет стажировки - это вы хорошо придумали. Я бы даже предложил обмен на неделю-две. Наши съездят поляков попугать. А их - в это время пусть у нас попытаются продавать котлеты в тесте.<br /><br />P. S. Если серьезно, есть и у нас классные продавцы.
Новиков
А кто хозяин всего этого счастья на АЗС? Слабо "подгрести под себя" еще и автостанции?
Новиков
А что не так с этим словом?
Sova
Хозяин этого счастья на АЗС тот же, что и руководит АЗС)))
Новиков
Ну да, удачное сочетание цены и качества - конек нашего общепита.<br /><br />Можно зарабатывать за счет большого оборота. А можно задрать цены и плакаться, что "нет спроса", "невыгодно".
Петр
А вы, редакция, приезжайте на автостанцию в Жодино. Несчастная будка, в которой зимой находится невозможно. Вот уж будет вам тема для публикации. Может и автостанцию переделают. Кстати, это по правилам, что ее закрывают к 21 часам, хотя маршрутки на Минск и из Минска еще идут и после девяти?
Резонанс
Заместитель председателя Гомельского облисполкома Болеслав Пирштук проинформировал редакцию "СБ", что ситуация, описанная в статье, изучена. Заинтересованными службами облисполкома и специалистами предприятия «Гомельоблавтотранс» повсеместно, с выездом на автостанции и вокзалы, проанализирована работа действующих объектов торговли и общественного питания. Б.Пирштук сообщил, что принимаются меры по улучшению качества торгового обслуживания на автовокзалах, организован соответствующий контроль со стороны районных властей.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости