Кушать подано

Общепит Поставского райпо собирает «Оскары», не боится конкурентов...

Общепит Поставского райпо собирает «Оскары», не боится конкурентов и развивает международное сотрудничество

Поставское райпо давно снискало себе в системе потребительской кооперации страны славу школы передовой практики, занимает лидирующее положение. За 1999—2003 годы по результатам работы коллектив занесен на Республиканскую доску Почета. Дважды получал благодарственные письма от Президента Беларуси Александра Лукашенко за реальный вклад в укрепление экономики страны, стабильное развитие. Несколько дипломов Белкоопсоюза и облпотребсоюза, восемь «Почетных знаков» Белкоопсоюза также убедительно свидетельствуют о том, что в Поставском райпо трудятся люди инициативные и предприимчивые, с хорошей хозяйственной хваткой, рачительные и бережливые.

Четверть века неизменно возглавляет коллектив райпо Григорий Левковец, инициативный руководитель, поистине неугомонный в работе, удостоенный почетного звания «Заслуженный работник сферы обслуживания Республики Беларусь».

Газета «ВП» задалась целью подробно проанализировать практику деятельности поставских кооператоров, раскрыть суть их творческих поисков. Сегодня публикуем первый материал – о том, как здесь по-новому, с учетом растущих требований и запросов населения развивают систему общественного питания.

Что предлагают к обеденному столу

Беседую с председателем правления Поставского райпо Григорием Левковцом.

— Григорий Арсентьевич, каким основным принципом вы руководствуетесь в организации и развитии общепита?

— Если говорить о повседневных, самых насущных заботах людей, то этот принцип будто «лежит» на их обеденном столе. Мы стараемся максимально взять эти заботы на себя. При таком подходе одновременно решаем две исключительно важные задачи. Первая – за счет предоставления широкого ассортимента наших продуктов делаем этот стол богаче и разнообразнее. Вторая – избавляем наших хозяек от длительной работы на той же кухне, значит, они имеют больше свободного времени, которым могут распорядиться по своему усмотрению.

Общепит в определенной мере выполняет функции социальные. Задачи, которые он решает, важные и многообразные. Это производство кондитерских, кулинарных изделий, полуфабрикатов. Расширение рынков сбыта продукции за счет реализации через розничную сеть. Развитие специализированных объектов, обеспечивающих организацию корпоративного, семейного, молодежного досуга с предоставлением широкого комплекса услуг.

— Как ваш общепит справляется с такими задачами?

— Сегодня в райпо насчитывается 24 предприятия общественного питания на 1834 посадочных места. В расчете на тысячу жителей обслуживаемого населения приходится 17 посадочных мест при нормативе 15. Еще четыре магазина кулинарии, кулинарный комбинат, два кондитерских мини-цеха в городском поселке Воропаево. Среднемесячный оборот общественного питания составляет 654 миллиона рублей, оборот по собственной продукции – 564 миллиона. В этой отрасли у нас занято 170 человек, в том числе 30 поваров, 40 кондитеров.

Традиции — хорошая кухня

— В марте на базе объектов вашего общепита проходил республиканский семинар-совещание. Чем заслужили к себе такое внимание?

— Если уж откровенно, то не любим и не умеем сидеть на одном и том же месте, ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет. Стараемся наиболее рационально, выгодно совместить хорошее старое с сегодняшними прогрессивными достижениями в системе потребкооперации. В нашем райпо, к примеру, бережно сохраняются традиции хорошей кухни с давних времен. На протяжении ряда лет в системе успешно, очень добросовестно работали четыре мастера-повара и три мастера-кондитера. Они были наставниками молодежи – опытными, внимательными, чуткими, весьма заинтересованными в том, чтобы их мастерство и умение, добросовестное отношение к работе, добытые долголетним и упорным трудом, перешли к молодежи. И мы радуемся, что сегодня у нас выросла новая смена поваров и кондитеров высокой квалификации.

«Оскары» за балык и грудинку

За 2001-й и 2009 годы по итогам работы за год наш коллектив удостаивался высшей награды Белкоопсоюза – «Почетного знака» в номинации «За высокие достижения в организации общественного питания». В 2009 году наши балык «Дарницкий» сырокопченый и грудинка сырокопченая стали лауреатами конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь». Эти награды – свое-образные «Оскары» в нашей системе. На республиканском смотре качества кондитерских изделий диплом и бронзовую медаль получил филиал коопторг № 2 Поставского райпо за торт «Капучино».

«Мимоза» и «Черный апельсин»

Общепит – одна из самых затратных отраслей в потребкооперации. С одной стороны, необходимо выполнять социальные стандарты и на высоком уровне обеспечивать продуктами население. С другой – надо зарабатывать деньги. Как быть, чтобы каждая из этих задач решалась не в ущерб другой?

Выход один – всемерно развивать высокодоходные виды собственного производства, обеденной продукции.

Ассортимент продукции включает 310 наименований, из них 180 мучных и кондитерских изделий, 50 – полуфабрикатов, 30 – копченостей. Причем этот ассортимент постоянно пересматривается, учитываются пожелания и запросы населения.

Но не только. Местный общепит в своем развитии вышел за пределы не только района, но также области и даже республики. Речь идет о международном сотрудничестве. Регулярно проводится совместная учеба и разрабатываются новые виды продукции с различными фирмами по изучению латышских, немецких, итальянских и других технологий.

В марте совместно с итальянской фирмой «Куччинотто групп» были разработаны и внедрены в производство новые виды кондитерских и сдобно-булочных изделий. Это пирожное «Мимоза», «Черный апельсин», кексы и другое. В тесном контакте с НИИ мясомолочной промышленной продукции разработаны многие СТБ и ТУ.

«Шок – это по-поставски»

Поставские кооператоры продолжают внедрять на практике новые технологии шоковой заморозки готовых кулинарных изделий и блюд.

— Эта технология помогает нам обеспечить более широкий ассортимент на предприятиях быстрого обслуживания, не имеющих кухонь, — рассказывает директор общепита Кристина Красовская. – Также благодаря ей мы можем оказывать платные услуги сельскому населению там, где нет предприятий общественного питания. Как видим, весьма важные факторы. Если говорить о привлекательности быстрозамороженных продуктов: они почти полностью свободны от несъедобных включений. По существу, «безотходные» (кроме упаковки), практически не отличаются от свежих, сохраняют все исходные, натуральные свойства, расфасовку, дозирование, что очень удобно и для любого потребителя, и для торговли, и для общепита. Выпуск данной продукции экономически выгоден.

Домашний уют «Поозерья»…

Очень важно в общепите разумно отрабатывать каждый объект, который будет иметь свою специализацию, свое направление. А значит, появляется хорошая возможность совершенствовать и улучшать его работу, причем не вообще, а в конкретных условиях.

— У нас есть несколько предприятий, пользующихся особой популярностью, — продолжает Кристина Красовская. — Например, кафе «Поозерье» с товарооборотом 635 миллионов рублей. Оно специализируется на белорусской кухне. Чтобы блюда были самого высокого качества, приобретены пароконвекционная печь, аппарат для приготовления стейков, овощерезка.

Стилевое единство интерьера, со вкусом подобранная посуда придают этому кафе необыкновенный уют и домашнюю атмосферу. Никакие «американизированные» обеды из гамбургеров, биг-маков никогда не заменят белорусские купаты, клецки, раугеню или поливку.

Шоу «Лагуна»

Ярким примером с ориентацией на широкий круг клиентов является развлекательный центр «Лагуна», где администратор Елена Володенкова. Днем он работает как кафе с традиционным меню и детское кафе. Вечером – ночной диско-клуб с баром. Удобный подиум на танцполе позволяет проводить небольшие артистические шоу. Кроме того, в «Лагуне» посетители могут заказать себе суши, роллы. Наиболее популярная услуга – кейтеринг, это выездное обслуживание на селе.

После реконструкции открыто кафе быстрого обслуживания «Камелия», где обед готовится прямо на глазах у посетителей. С этой целью в обеденном зале установлены конвекционная печь, печь для пиццы, фритюрница, оборудование для приготовления горячих напитков, кофе.

Глубинка на высоте

В нынешнем году общепит райпо продолжает внедрять новые технологии и формы обслуживания. Это фри-фло, свободное перемещение людей по залу, демократическая раздача, применение мономеню.

Хоть Поставы и белорусская глубинка, но общепит здесь имеет ярко выраженные современные черты. Разумеется, общепит требует немалых средств и усилий. Прочное финансовое положение – развивается отрасль. За прошлый год получено 52 миллиона рублей прибыли. А на протяжении последних лет поставским кооператорам удалось создать хорошую материально-техническую базу. Только за последние три года инвестиции в основной капитал составили 477 миллионов рублей. В том числе собственные средства – 124 миллиона, инновационный фонд Белкоопсоюза – 353 миллиона рублей.

Недаром Григорий Левковец часто повторяет свое любимое выражение:

— Для нас не характерны слова «не можем», «не получится». Если надо – сделаем, вот что нам присуще. И еще всегда помним: чем гостеприимнее будет наш общепит, чем аппетитнее пообедает человек, тем лучше он поработает. А это главное!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter