Почему близкое соседство с пчелами не устраивает жителей агрогородка Ленинский

«Кусачие» ульи с правом прописки

ПРОБЛЕМА, с которой в «Сельскую газету» с коллективным письмом обратились жители агрогородка Ленинский Жабинковского района, на первый взгляд может показаться надуманной. Населенный пункт с первых по-настоящему теплых дней весны почти до поздней осени терроризируют пчелы, которых содержит один из местных индивидуальных предпринимателей. Он занимается пчеловодством в промышленных масштабах, имеет более полутора сотен пчелосемей. И все это хозяйство размещено на оживленных деревенских улицах Комсомольской и Лесной. Для ведения личного подсобного хозяйства предприимчивому сельчанину недавно выделили земельный участок почти в центре агрогородка, где он тоже размещает пчелопасеку...

Улица, на которой расположена усадьба с пчелами.

ЗАТЯНУВШИЙСЯ теплый период нынешнего года позволил корреспонденту «СГ» побывать в Ленинском и попытаться разобраться в ситуации. По подсказке местных жителей быстро нашел Комсомольскую и Лесную. Дом пчеловода расположен почти на окраине поселка, возле леса. По пути заглянул к хозяевам нескольких соседних усадеб. Поинтересовался, на самом ли деле донимают пчелы. Каких-либо нареканий не услышал. Их все устраивает. Может быть, потому, что владения каждого вплотную не примыкают ко двору Чеслава Янковского, много лет занимающегося пчеловодством. В соседнем с частником дворе, окруженном высоким забором, никого не оказалось. Зато мне повезло застать на месте самого Чеслава Ивановича. Его двухэтажный особняк возвышается за аккуратным металлическим ограждением. Дом отделан, в идеальном порядке прилегающая территория, с тыльной стороны огород с ульями.

— Здесь около двух десятков пчелосемей, — поясняет не слишком обрадованный моему визиту владелец. — Расположены они за домом. Допустимое расстояние от ульев до забора и соседних участков выдержано. В этом убедились проверяющие, которые неоднократно приезжали по коллективному обращению.

Чеслав Янковский рассказал, что кое-что ему все-таки пришлось подкорректировать. Не везде высота ограждения (а она должна быть не ниже двух метров) соответствовала допустимым параметрам. Забор он поднял. И один улей, который стоял ближе четырех метров к забору, отодвинул подальше.

— После этого пчелы соседям уже не докучают? — интересуюсь у собеседника.

— Некоторые даже благодарны — пчелы опыляют деревья в садах, урожай яблок, груш и других фруктов в нынешнем сезоне очень щедрый.

Беседую с авторами коллективного письма. Один из них, Александр Заремба, проживает через дорогу от Чеслава Янковского. Работает водителем в ОАО «Рогознянский». Против пчел ничего не имеет, они, безусловно, полезны, но вот содержать сотни ульев в населенном пункте считает не совсем правильным.

— Разве для этого нельзя найти другие подходящие места? — задает логичный вопрос Александр Петрович. — Пчелы постоянно летают. Эта осень необычно теплая, так и у них сезон затянулся. Зима не за горами, проблема на время утратит актуальность, но весной мы с ней столкнемся вновь. Принимать какое-то решение нужно сейчас, не откладывая в долгий ящик.

Мнение Александра Зарембы разделяет и главный ветврач ОАО «Рогознянский» Николай Матвеюк. Его дом расположен на улице Гагарина, недалеко от участка, который Ленинский сельисполком выделил Янковскому для ведения личного подсобного хозяйства:

— Этот участок Чеслав Иванович сейчас обустраивает, огораживает. С точки зрения ветеринарных норм все соблюдено и расстояние до ближайших объектов выдержано. Так нам рассказывали. Но пчел никакое ограждение не остановит. Летом, которое нынче очень затянулось, они были у нас везде — на траве, грядках, белье, которое вывешивали просушить. У меня гостили родные. Внучку, которой два с половиной годика, ужалила пчела. Для ребенка это был сильнейший стресс. Хорошо, что обошлось без аллергической реакции.

Пенсионерка Екатерина Иванюк проживает достаточно далеко от участка с ульями, но с пчелами сталкивалась неоднократно. По ее словам, иногда хозяин вывозит их на специальном прицепе на медоносные места. Может поставить у дороги. Однажды она ехала на велосипеде — налетел едва ли не рой. Хорошо, что пожилая женщина знала, как вести себя, не размахивала руками, не пыталась отбиться от насекомых, а осторожно отошла в сторону. К счастью, все обошлось. А если бы на ее месте оказались дети?

ВОПРОСЫ и нарекания местных жителей адресую председателю Ленинского сельисполкома Николаю Луговскому. Он в курсе проблемы и говорит, что в ситуации разбирался не однажды. Вникали в нее и представители Жабинковского райисполкома. Выявленные нарушения Чеславу Янковскому предписали устранить, что он и сделал. А в том, что в агрогородке местный житель занимается пчеловодством, нет ничего противозаконного.

Содержание пчел регламентируется Ветеринарно-санитарными правилами, утвержденными постановлением Минсельхозпрода № 55 от 16 августа 2012 года. Они обязывают пчеловодов иметь на пасеку ветеринарно-санитарный паспорт. Размер места размещения стационарной пасеки определяется из расчета от 30 до 35 квадратных метров на одну пчелиную семью.

Ульи, расположенные в непосредственной близости от жилья, следует огораживать плотным непрозрачным забором, высота которого должна быть не ниже двух метров. Для обеспечения безопасности владельцы пасек также высаживают высокорослые кусты, создавая живую изгородь. Пчелы в этом случае вынуждены взлетать выше человеческого роста, и шансы быть ужаленными минимальны. Расстояние от ульев до забора не менее четырех метров. От таких объектов, как школы, детские сады, пчелопасеки нельзя размещать ближе ста метров.

ЭТИ требования в агрогородке Ленинский соблюдены, но никто не может гарантировать, что человека случайно не ужалит пчела. Специалисты отмечают: даже размахивая руками, мы провоцируем пчел, ос и других жалящих насекомых на агрессию. Ее могут вызвать и сильные запахи: алкоголя, табака, дезодоранта, лака для волос. Получается, рядом с ульями их нельзя использовать. Но на каком основании?

Вникнув в проблемную тему, я выяснил, что раньше на приусадебных участках по согласованию с санитарной службой и при условии обеспечения мер безопасности для смежных домовладельцев допускалось содержание не более пяти пчелиных ульев. В 2012 году ограничения убрали. Пчеловодство нужно было развивать. Правда, оправданно ли в деревнях, агрогородках содержать целые пчелопасеки, создавая неудобства местным жителям, вопрос далеко не однозначный. И оставлять без внимания коллективное обращение жителей агрогородка Ленинский нельзя.

Кстати, по наблюдениям специалистов, август и сентябрь считаются самыми «кусачими» месяцами. Шансы быть ужаленными осами, шершнями, пчелами и другими насекомыми резко возрастают. В нынешнем году из-за аномального тепла к этому периоду добавился октябрь. Еще на слуху случай в Слуцке, когда осы, вылетевшие из декоративного колодца, покусали детей. Пострадали и взрослые — женщина, которая поспешила ребятам на помощь, несколько прохожих. В том же Слуцком районе пенсионерка умерла от анафилактического шока после нападения ос.

Пчелы куда менее агрессивны. Да и владельцы пасек стараются разводить миролюбивые породы. Но безопасность превыше всего. Так считает большинство людей, с которыми я побеседовал в агрогородке Ленинский.

kurets@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter