Несмотря на многочисленные неблагоприятные факторы и сложную общественно-политическую ситуацию, банковская система сохраняет стабильность

Наши курсовые ориентиры

Год для экономики и финансовой системы выдался не самый простой. Сначала пандемия генерировала неблагоприятные факторы, на которые наслоились стрессы из-за своеобразной социально-политической обстановки после электоральной кампании. Прямо скажем, ситуация в банковской системе не самая благоприятная. Но не критическая. Почему не будет резкого обвала курса национальной валюты, что происходит на рынке кредитования и какова ситуация с ликвидностью банков и внешними заимствованиями. Об этом мы поговорили с членами Правления Национального банка – начальником Главного управления монетарной политики и экономического анализа Дмитрием Муриным и начальником Главного управления операций на финансовых рынках Денисом Гореглядом.

Без дисбалансов

Дмитрий Мурин: 
- Беларусь за последние четверть века не раз переживала резкие корректировки обменного курса национальной валюты. В какой-то степени все к этому привыкли, поэтому любой неблагоприятный фактор сопровождается резким ростом девальвационных ожиданий. Но с середины 2010-х проводится совершенно другая монетарная политика, поэтому современная ситуация отличается от того, что складывалось в предыдущие периоды. Ключевое различие – отсутствие значимых макроэкономических дисбалансов в экономике. Об этом в том числе свидетельствует такой агрегированный макроэкономический показатель, как счет текущих операций платежного баланса. И если в 2010 году дефицит счета текущих операций составлял почти 15 процентов ВВП, в 2014 году он улучшился до семи процентов от ВВП, а сейчас дефицит не превышает 1,5–2 процента. Кстати, эксперты МВФ считают, что для таких экономик, как белорусская, дефицит счета текущих операций в пределах 2–3 процента считается допустимым. Он покрывается стандартными финансовыми потоками: прямые иностранные инвестиции, торговое финансирование, займы субъектов хозяйствования и так далее. 

Чуть подробнее об отличиях в денежно-кредитной политике. До 2010 года Национальный банк активно предоставлял эмиссионные ресурсы для кредитования экономики. С 2011 года объемы такого кредитования значительно снизились. В том числе и под влиянием программ, реализуемых в Беларуси совместно с международными финансовыми организациями. С 2015 года практика эмиссионного кредитования была полностью прекращена. Образно говоря, «печатный станок» выключили. Незаработанных денег в экономике нет, и они не давят на обменный курс. 

До 2011 года (в какой-то мере и в 2014 году) Национальный банк удерживал фиксированный обменный курс за счет валютных интервенций. В результате макроэкономические дисбалансы накапливались, золотовалютные резервы этого давления не выдерживали, и приходилось прибегать к разовым, резким корректировкам курса. 

Сегодня макроэкономические дисбалансы в таких масштабах не просматриваются. Ежеквартально Национальный банк с помощью модельных инструментов проводит расчеты отклонения курса национальной валюты от своего равновесия. Полученные результаты (они, кстати, публикуются на сайте) показывают, что текущие отклонения в отличие от предыдущих периодов минимальны.

Да и ситуация на рынке в целом подтверждала это. Спрос и предложение валюты на внутреннем рынке были в целом сбалансированы, курс оставался достаточно стабильным. Если и были какие-то расхождения до недавнего времени, то только в сторону профицита валюты на рынке. Национальный банк скупал излишки валюты, чтобы не допустить значительного укрепления рубля, что отрицательно влияет на позиции наших экспортеров и производителей на внутреннем рынке. Также решалась и другая стратегическая задача – наращивание золотовалютных резервов до уровня, необходимого для обеспечения экономической безопасности страны, а также замещение заемных средств в их структуре собственными. 

Гибкий баланс

Дмитрий Мурин: - В августе ситуация на валютном рынке развивалась достаточно интенсивно. Сложная поствыборная общественно-политическая ситуация вызвала беспокойство у населения к стабильности экономики. И сформировался повышенный, в некоторые дни даже ажиотажный, спрос на валюту. До середины последней декады августа спрос со стороны физических лиц постоянно увеличивался. Затем подключились к массированному приобретению валюты и юридические лица. Причем было четко видно, что этот дополнительный спрос не связан ни с производственной деятельностью предприятий, ни с необходимостью погашать валютные кредиты. Все решили сыграть в «финансовую рулетку». И многие, судя по всему, приобрели валюту по максимальному на текущий момент курсу. В последние дни на торгах уже не заметно значительного превышения спроса над предложением. Поэтому есть надежда, что ситуация на валютном рынке в ближайшем времени стабилизируется. 

О дефиците долларов в обменниках

Денис Горегляд: 
- В этом году периодически возникал дефицит с наличными долларами в обменных пунктах. Но это было обусловлено не некими фундаментальными, а чисто техническими сложностями. Белорусские банки по наличной валюте работают с европейскими коллегами. В марте закрылось авиасообщение с ЕС и США. Из-за этого нехватка наличной американской валюты наблюдалась у европейских банков: не было физической возможности ее завезти из-за Атлантического океана. Зато евро было в обороте в избытке. Сейчас полеты возобновились, но из-за снижения пассажиропотока на линии выпускают самолеты небольшой грузоподъемности. Соответственно, снижаются возможности по оперативной переброске большого объема наличной валюты. Не надо забывать, что у наших банков ограниченное количество тех же инкассаторских машин. И во время резкого роста спроса на валюту не всегда есть возможность оперативно подкрепить наличными обменные пункты и банкоматы. 

Не стоит забывать еще про один фактор: для банков работа с наличкой включает дополнительные издержки по сравнению с безналичной валютой. Для банков выгодно работать на оборотах. Исходя из этой концепции, коммерческие банки выставляют обменные курсы. Иногда цена покупки превышает биржевые котировки. Но это не значит, что банки не могут купить валюту на биржевом или внебиржевом рынке. Просто, регулируя стоимость продажи и покупки валюты, они стараются сбалансировать спрос и предложения в обменных пунктах, чтобы банки работали на собственных оборотах, с минимальной потребностью в подкреплении валютой или белорусскими рублями. Когда ситуация на рынке выравнивается, банки без всякого напоминания или инициативы со стороны Нацбанка снижают курсы. 

О кредитовании и депозитах

Дмитрий Мурин: - Длительное время для сохранения повышенного спроса на иностранную валюту со стороны населения и предприятий банки должны иметь достаточное количество белорусских рублей.

Белорусские рубли – это денежная масса плюс возможность получения кредита. При этом денежную массу в основном составляют депозиты, 2/3 из которых безотзывные. 

Отмечу, что введение в 2016 году безотзывных депозитов решило проблему не только валютного рынка, но и устойчивости банковской системы. По крайней мере, как это было ранее, вкладчики под влиянием неблагоприятных факторов уже не могут почти мгновенно изъять из банков рублевые вклады и перевести их в валютные. А когда рынок стабилизируется, конвертировать сбережения обратно. Если происходит набег вкладчиков и большинство из них хотят забрать свои сбережения, ни одна банковская система этого не выдержит. Неминуемо потребуется поддержка банковской системы со стороны регулятора и государства. Введя безотзывные депозиты, риск резкого ухудшения ликвидности банковской системы удалось существенно снизить. 

Возвратимся к источникам формирования спроса на валюту. Наличные средства – это, как правило, средства, необходимые для удовлетворения повседневных нужд, плюс небольшие сбережения, которые при негативных ожиданиях в первую очередь конвертируются в иностранную валюту.

Остаются кредиты. С их помощью экономические субъекты могут формировать дополнительный спрос на иностранную валюту достаточно длительное время. И именно это мы видели в августе, когда темпы роста кредитной задолженности предприятий существенно выросли. И именно поэтому Национальный банк предпринимает меры, чтобы убрать избыточный рост кредитов. При этом речь не идет о полной остановке кредитования предприятий и населения. Мы говорим про возврат динамики кредитования в приемлемые параметры, которые будут обеспечивать сбалансированное развитие экономики.

О ситуации с ликвидностью в банковском секторе

Дмитрий Мурин: - Развитие в августе наблюдаемых на валютном и депозитном рынках тенденций не могло не сказаться на ситуации с ликвидностью в банках. Если еще в июле в банковском секторе в целом наблюдался избыток ликвидности, то сейчас – дефицит.

Что это значит? Что уменьшение рублевой ресурсной базы произошло быстрее, чем банки смогли скорректировать свои кредитные операции. Соответственно, у банков снизились возможности по поддержанию нормативно установленного объема ликвидных средств в Национальном банке. И банкам сейчас необходимо будет предпринимать меры, чтобы сбалансировать свои активные и пассивные операции. Они уже делают это. Например, мы все видим приостановку приема заявок на кредитование и повышение ставок по депозитам.

Национальный банк также оказывает банкам необходимую поддержку. Уже состоялось несколько аукционов по предоставлению краткосрочных ресурсов банкам. При этом те изменения, которые произошли в системе регулирования ликвидности, являются временными и направлены на то, чтобы банки принимали более интенсивные самостоятельные меры.

 Денис Горегляд: - Некоторые банки сейчас предлагают краткосрочные депозиты в белорусских рублях с весьма привлекательными ставками. В краткосрочном периоде банки могут их повышать для покрытия дефицита ликвидности. Это даже не значит, что они по такой высокой стоимости будут их перепродавать. Такое случается на финансовых рынках. Скажем, та же ставка libor, на которую ориентируется весь финансовый мир, иногда подвергается достаточно серьезным колебаниям. Бывают ситуации, когда банк готов заплатить больше за ресурсы, так как они необходимы именно сейчас. Но надо понимать, что должны найтись желающие платить высокую цену по кредитам. Поэтому стоимость заемных ресурсов банки повышают, если уверены, что непростая ситуация продлится продолжительный период. Тогда будут изменяться и ставки по кредитам, и ставки по всем депозитам. Пока в этом плане рынок продолжает сохранять стабильность. Ставка овернайт выросла на межбанковском рынке достаточно существенно, но аналогичного роста ставок на кредитно-депозитном рынке мы не наблюдаем. Если говорить о приостановке некоторыми банками некоторых видов кредитования, то это их реакция на колебания на рынке и сформировавшийся дефицит ликвидности. Ведь сейчас кредиты берутся в том числе и чтобы приобрести валюту, а потом продать ее по более высокой цене. Надо отметить, что во многих странах в периоды нестабильности принимаются различные меры, чтобы экономические агенты не злоупотребляли спекуляциями и не усугубляли ситуацию. 

О доступности внешних ресурсов

Денис Горегляд: - Этот год выдался нестабильным для всей мировой финансовой системы. В начале года на международных рынках ощущался дефицит долларовой ликвидности. Были сложности с привлечением ресурсов. К лету ситуация несколько нормализовалась. Беларусь даже смогла успешно разместить евробонды. Сейчас абсолютно очевидно: внешние инвесторы и заемщики следят за развитием социально-политической ситуации в нашей стране. Нельзя сказать, что рынки для наших банков закрылись. Полностью они не закрываются практически никогда. Вопрос в цене заемных ресурсов: сейчас она достаточно высокая. 

Риск оттока средств нерезидентов из наших банков не реализовался. По последним данным, объемы средств нерезидентов немного, но выросли. У наших банков внешние привлечения имеют достаточно стабильную структуру: большая их часть – это средне- и долгосрочные привлечения. Краткосрочных, которые требуют постоянного рефинансирования, относительно немного. Конечно, привлекать ресурсы стало сложнее, но возможности есть. По крайней мере, на данный момент банки удовлетворяют свои потребности в привлечении средств нерезидентов. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем, зависит в том числе и от социально-политической составляющей. 

Дмитрий Мурин: - Инвесторы четко проецируют политическую ситуацию на экономику, оценивают, насколько национальная экономика способна гарантировать возврат долга. И если возникают сомнения, то увеличивается риск-премия, соответственно, и стоимость заемных ресурсов. Это видно по котировкам наших выпусков евробондов, цена которых в августе опустилась ниже номинала и по которым, соответственно, увеличилась доходность. Конечно, по этим выпускам облигаций Министерство финансов заплатит ту цену, которую обозначило при их размещении. Но доходность этих бумаг показывает, по какой цене республика сможет привлекать новые ресурсы. И пока их стоимость для страны растет. 

О рейтингах 

Денис Горегляд: - Для привлечения инвесторов необходимо постоянно оценивать, как мы выглядим со стороны. И необходимо постоянно сотрудничать с международными финансовыми организациями. Например, одним из ключевых источников для оценки инвесторами ситуации на рынках и прогнозов являются отчеты Международного валютного фонда. Анализ МВФ ситуации в мире остается одним из самых авторитетных источников. Также инвесторы анализируют и оценки рейтинговых агентств. Три крупнейшие – S&P, Fitch и Moody`s. У каждого из них своя рейтинговая модель, но они дают достаточно схожие результаты. Позиция в рейтинге влияет напрямую на стоимость заемных ресурсов для страны, косвенно – на инвестиционную привлекательность. Оценивают самые различные факторы. В том числе и политическую стабильность. Надо понимать, что оценка производится не только ситуации в моменте, но и так называемой истории успеха - способность страной достигать поставленных целей в течение нескольких лет. Если в какой-то год снизится инфляция, то рейтинговые агентства отметят этот позитивный факт, но рейтинг сразу не повысят. А будут смотреть на достижения предыдущих 3–4 лет. Поэтому если из-за ухудшения показателей макроэкономической стабильности у Беларуси снизится рейтинг, то для его восстановления понадобится несколько лет. И все это время стоимость ресурсов для страны будет выше. Несомненно, чем быстрее разрешится социально-политическая ситуация, тем меньше будут потери. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter