Эксперты комментируют дальнейшие шаги двустороннего сотрудничества Беларуси и России

Курс — правильный

Встреча Александра ­Лукашенко и Владимира Путина, которая проходила в условиях непрекращающегося санкционного давления со стороны Запада, а также нарастания военных угроз в регионе, лишний раз подтвердила: курс на тесную интеграцию в свое время оказался правильным. Экономики двух стран, несмотря на сложности, не просто выдерживают. Запад жестко просчитался, рассчитывая на стагнацию в финансово-экономическом секторе. Наши эксперты комментируют дальнейшие шаги двустороннего сотрудничества, о которых шла речь в Сочи.

Позитивная динамика

Александр Шпаковский, политический аналитик (в своем телеграм-канале):

— В прошлом году товарооборот Беларуси и России превысил 40 миллиардов долларов, и это абсолютный рекорд с 2012 года. По сравнению с 2020 годом показатели двусторонней торговли увеличились более чем на 10 миллиардов долларов, а белорусский экспорт составил почти 16,4 миллиарда. Это лучший результат за последние восемь лет.

С начала текущего года сохраняется позитивная динамика в торгово-экономических отношениях между Беларусью и Россией. Окно возможностей для наших производителей открывается в связи с необходимостью интенсивного импортозамещения в РФ. Сочетание российских ресурсов и производственного потенциала Беларуси, а также синергия научно-технических школ двух стран способны привести к наращиванию качественной и количественной составляющей союзной промышленности.

При интенсивной реализации проектов индустриальной кооперации Беларусь и Россия способны добиться двукратного увеличения объемов торговли в течение нескольких лет.
То есть речь идет о выходе на показатели 80 — 100 миллиардов долларов, а это значит, что как минимум 20 процентов российского импорта может быть замещено белорусской и союзной продукцией уже в ближайшей перспективе.

Резервы и возможности

Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ:


— В новой реальности действовать нужно адекватно и быстро, что и делает наше Правительство, усиливая кооперационные цепочки с Россией, контролируя цены на потребительском рынке. Дефицита продовольствия, голода точно не будет. Конечно, добиться самообеспечения по всем товарным позициям нереально и экономически нецелесообразно. Но по ключевому набору продовольственных и потребительских товаров — к этому надо стремиться. Ресурсная база Беларуси и России позволяет успешно развиваться за счет производственной кооперации. Остается только достигнуть согласия в моделях управления государственными и частными компаниями.

Александр ­Лукашенко не раз подчеркивал, что санкции — это не катастрофа, а новое окно возможностей. Для белорусских предприятий в этих условиях важно продолжать вырабатывать имиджевую стратегию, чтобы слоган «Сделано в Беларуси» ассоциировался у партнеров с высоким качеством. 
Такой подход должен стать брендом для любой отечественной продукции.

Уровень взаимодействия с Россией и другими государствами ЕАЭС во многом зависит от решения социальных вопросов. Это задает векторы, темпы и глубину сотрудничества в экономике.

Тонкая настройка

Петр Петровский, политолог:

— Эта встреча проходила в ситуации милитаризации стран НАТО у границ Союзного государства и выработки механизмов перестройки экономик двух стран в условиях санкционной войны Запада.

Первые плоды этой перестройки уже видны: курс национальных валют укрепляется, произошел полный отказ от долларов и евро во взаиморасчетах. Инфляция в Беларуси за апрель составила всего 1,6 процента (по отношению к марту) вместо мартовской 6,1 процента (по отношению к февралю). И это на фоне рекордных ее темпов в странах Запада. Происходит заметный рост товарооборота между двумя странами.

Особое место занимает импортозамещение, которое сегодня имеет стратегическое значение для сохранения предприятий и технологических цепочек.

­Президенты двух стран недаром подчеркнули его важность. Ведь суверенитет в технологической и производственной сферах двух стран особо необходим в свете санкционного противостояния Запада. Думается, что по итогам встречи интенсификация ранее намеченных направлений сотрудничества только усилится.
В условиях неприкрытой агрессии Запада и использования в ней Украины только кооперация в военно-политической и экономической сферах Беларуси и России может являться эффективным инструментом развития.

Оперативное замещение

Алексей Дзермант, политолог:

— Беларусь и Россия готовятся к тому, что наши производители и предприятия будут работать в абсолютно равных условиях. Это то, чего Беларусь добивалась долгие годы. Понятно, что есть нюансы: география, доставка и так далее. Но тем не менее главные вещи, которые влияют на ценообразование, — это, конечно, энергоресурсы, сырье.

И вот здесь мы выходим на то, чего Беларусь давно хотела. Причем хотела не просто потому, что нам так нравится. Мы понимали: придется заниматься объединением наших экономик. Нужно, чтобы мы не потерялись в этих объединенных экономиках, сохранили свои компетенции, чтобы нас не снес глобальный капитал.

Многие вопросы, касающиеся импортозамещения, скорее всего, решаются в ручном режиме. Потому что мы оказались в сложной ситуации. Нам необходима мобилизация, я даже не побоюсь этого слова, элементы мобилизационной экономики, так как в определенных отраслях мы можем столкнуться с нехваткой технологий. Надо разбирать, где уже сейчас ощущается нехватка из-за западного давления и санкций. Самое главное, что мы можем сделать, — оперативно заместить эти элементы в промышленности, технологиях, доступ к которым Запад для нас отрезает. Конечно, все это требует внимания под лупой: для того чтобы завтра не стало то или иное производство. Чтобы Россия, например, не оказалась без нужного оружия.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter