Курс на легализацию софта

Белорусский рынок программного обеспечения пока трудно назвать цивилизованным. Сейчас он находится в стадии становления и построения нормальных взаимоотношений между вендорами, дистрибьюторами и конечными потребителями

Белорусский рынок программного обеспечения пока трудно назвать цивилизованным. Сейчас он находится в стадии становления и построения нормальных взаимоотношений между вендорами, дистрибьюторами и конечными потребителями.

Серьезных исследований отечественного рынка ПО до сих пор никто не проводил, и его мониторингом международные аналитические агентства пока не занимаются. Все дело в его достаточно скромных размерах. По сравнению с ближайшими соседями — Россией и Украиной Беларусь выглядит более чем скромно. Рынки этих стран оцениваются в 1 миллиард долларов и 100 миллионов соответственно. Объемы белорусского сегмента ПО-индустрии, по данным экспертов, составляют около 20 миллионов долларов при «осторожном» росте. 

— В прошлом году он увеличился  на 30 %, однако Россия показала прирост на 100 %, Украина — на 70 %. Но, с другой стороны, бизнес отдельных белорусских софтверных компаний показывает вполне сопоставимую динамику, прибавляя ежегодно на 50—100 %, — отмечает руководитель компании «Softline» Андрей Овсейко. 

На объемы продаж готового ПО в нашей стране влияет менталитет корпоративного сектора. Доля средств, выделяемых в IT-бюджетах на закупку программ, ничтожно мала и не идет ни в какое сравнение с развитыми странами. К примеру, в большинстве государств Западной Европы стоимость установленного программного обеспечения на одном компьютере примерно равна его стоимости. В последнее время там  все чаще начинает использоваться термин «стоимость владения» компьютером, под которым понимаются совокупные затраты, связанные с его покупкой и эксплуатацией. По данным IDC, стоимость владения одним корпоративным ПК в Германии оценивается в 8—40 тысяч долларов. В любом случае доля прямых затрат на покупку техники и программного обеспечения составляет меньше половины (20—45 %) от этой суммы. Остальные издержки приходятся на сопровождение, обучение и организацию работы. 

Беларусь пока показывает картину совершенно обратную — ежегодный объем продаж настольных компьютерных систем в нашей стране оценивается в 100—125 тысяч штук, или 50—70 миллионов долларов. Как видно, рынок софта не дотягивает до компьютерного. 

Представители софтверных компаний дальнейшее развитие рынка ПО связывают прежде всего с его легализацией. Трудно оценить такой показатель, как уровень пиратства, — в Беларуси таких исследований не проводилось, но в России и Украине его оценивают в 86—87 %. По всей видимости, и в нашей стране он ненамного меньше. 

— К сожалению, софтверные компании, которые работают на белорусском рынке, в одиночку не могут справиться с проблемой пиратства — это задача государства, — отмечает генеральный директор «Microsoft» в Беларуси и Украине Валерий Лановенко. — А донесением до пользователей мысли о том, что пользоваться нелегальным ПО не только зазорно, но и небезопасно, должны заниматься общественные организации. 

Вторым важным моментом производители программных продуктов признают усилия по изменению подходов к приобретению ПО в обществе. Ведь очень многие отечественные потребители воспринимают его как бесплатное «приложение» к компьютеру. Даже при формировании IT-бюджетов в крупных компаниях программному обеспечению внимание практически не уделяется. Между тем именно корпоративный сектор дает до 70 % оборота. При этом многие компании до сих пор ограничиваются полумерами — покупают лицензии, но меньше, чем необходимо. Наибольшей популярностью пользуется «деловой софт» — программы бухгалтерского и кадрового учета, расчета налогов, таможенных платежей. На втором месте по популярности стоят системы безопасности — антивирусы, приложения для резервного копирования и борьбы с нежелательной корреспонденцией, брандмауэры. Расширение этого сегмента в 2006 году, по оценкам специалистов, составило 20—25 %. Такая тенденция прослеживается во всем мире — по информации зарубежных аналитических агентств, за прошедший год доля этого вида ПО в IT-бюджетах крупных компаний увеличилась втрое. Повышенный интерес к отечественному рынку стали проявлять некоторые зарубежные производители подобных приложений. 

В Беларуси пока реального юридического рычага для решения проблем отрасли нет. Нелегальная продукция по цене 2—3 доллара за диск по-прежнему расходится на барахолках, как горячие пирожки. Единственный путь решения проблемы, который видят производители ПО, это снижение цен на свою продукцию. Производителям компьютерных игр это удалось сделать — цены на их продукцию иногда всего на 1—2 доллара выше, чем у «пиратов». Все чаще пользователь предпочитает немного переплатить, но получить гарантированно качественный продукт. 

Кстати, сейчас можно наблюдать переориентирование потребителей на отечественные продукты, которые значительно дешевле зарубежных программ при таком же и даже более высоком качестве. Отечественное — не значит худшее. Белорусские продукты, как правило, ни в чем функционально не уступают российским, просто несравнимая емкость российского рынка позволяет тамошним фирмам иметь несравненно большие обороты и, следовательно, выделять огромные средства на рекламные кампании. Но белорусские производители уже доказали то, что они способны не просто продавать «голый» софт, но и оказывать комплексные услуги. А это очень ценится крупными корпоративными заказчиками. 

Игорь Филиппов, заместитель директора ИП «Топ Софт»: 

– Наша компания не боится компьютерных «пиратов», и это не бравада. Система управления предприятием класса ERP и другие разработки последнего класса последний раз попадали на «пиратские» диски много лет назад. Одно дело – угнать велосипед, и совсем другое – космический корабль. ERP-системы – это «космический корабль» в сфере управленческого софта. Чтобы воспользоваться всеми его возможностями, нужно тщательно подготовить систему к предстоящему «полету» и обеспечить специальную подготовку «экипажа». Иными словами, необходимо провести предпроектное обследование предприятия, выявить его специфические особенности, оптимизировать бизнес-процессы, провести внедрение и тестирование системы, обучить персонал, обеспечить регулярную поддержку изменений в законодательстве, техническую поддержку, а также оперативную адаптацию системы к меняющимся условиям работы предприятия. В этом и есть отличия сложных корпоративных программ от «коробочного» пользовательского софта. Этот фактор и обеспечивает естественную защиту интеллектуальной собственности на рынке систем автоматизации. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter