Курс молодого стрелка

Как попасть в «десятку»?
Как попасть в «десятку»?

Испытано на себе: ой как нелегко. Сердце бьется бешено, ноги будто ватные и искры перед глазами. Обычное состояние для того, кто впервые ощутил холодок оружия, заряженного боевыми патронами. Впрочем, желание проверить свою меткость у новобранцев из 2–й учебной роты войсковой части 5448 сильнее волнения. Какой мальчишка не мечтает попасть в цель из знаменитого автомата Калашникова? Первые стрельбы — первый серьезный экзамен. Позади — три недели учебного сбора. Впереди — присяга и распределение по подразделениям. Одним — в конвой, другим — в патруль. И там и там требуются отличные стрелки.

Звучит команда для очередной смены: «На рубеж открытия огня! К бою». Место действия — учебная точка № 1. Перед стрелками — круговые мишени. Это начальное упражнение. Выполняется из положения «лежа». Чтобы заработать «отлично», нужно выбить 25 очков. Три патрона — три выстрела. И ни одной лишней попытки.

— Задача для новобранца сложная, — комментирует командир 2–й учебной роты (он же заместитель командира 4–го стрелкового батальона в/ч 5448) майор Андрей Дунаенко. — Но ведь, скажем, при предотвращении попытки побега заключенного под стражу второго шанса тоже не будет.

Слежу за четкими действиями бойцов. В считаные секунды стрелки присоединяют магазины, снимают автоматы с предохранителя, досылают патрон в патронник, вновь ставят оружие на предохранитель и прицеливаются в сторону мишени — к стрельбе готовы! По команде «По мишеням огонь!» пространство учебного центра заполняется полифонией глухих раскатов. С непривычки глохну в первую же минуту.

Дальше, говоря армейским языком, мишенная обстановка становится еще сложнее. Фанерные человеческие фигуры (ростовые и грудные мишени) стрелкам–дебютантам предстоит поразить стоя и с колена.

— Понюхаете пороху? — протягивает мне автомат майор Дунаенко.

Отступать некуда. Принимаю вызов.

Для начала — необходимая мера безопасности — под чутким руководством командира проверяю состояние оружия и боеприпасов. Нет ли трещинок, царапин, вмятин. Эта формальность реально может спасти жизнь. Осмотр закончен. Порядок. Вперед — на огневой рубеж!

— Плечо — в приклад! — командует мой инструктор. — Для большей устойчивости упор локтем в колено!

Мишень, маячащая впереди, кажется еле заметной точкой. Держать упор и совмещать при этом целик с мушкой адски трудно! В итоге ствол ходит ходуном. Выдох, выстрел... зеро. А вот плечо от отдачи побаливает.

— Ничего, — успокаивает майор Дунаенко. — Стрельба — дело практики. Поупражняетесь в сборке и разборке автомата, как наши бойцы, он вам станет роднее. А освоите трехнедельный теоретический курс стрелкового мастерства — и процесс пойдет бодрее.

В конце стрельб — опять инспекция оружия: патронник и магазин должны быть пустыми. По команде «Оружие — к осмотру!» вместе со мной это проделывает каждый стрелок учебного сбора.

Андрей Дунаенко лично проверяет выполнение данного требования. «Мелочей, — говорит командир, — в огневой подготовке нет». Кстати, сам он — настоящий ас. Владеет техникой стрельбы из пистолета, автомата, пулемета, гранатомета и из вооружения БТР. Вот где мастер–класс. При этом к киношным трюкам с оружием Андрей Дунаенко относится скептически. «Над суперменом, палящим в каком–нибудь диком прыжке одновременно из двух пистолетов, профессионал лишь посмеется, — улыбается Андрей Владимирович. — В реальности все проще и вместе с тем сложнее».

У вчерашних призывников результаты, конечно, куда более впечатляющие, нежели у меня. Взять рядового Алексея Дорняка — глаз–алмаз. Три пули — в «десятку», шесть остальных — в фигурные мишени. «Молодец, Леха!» Стрелок, похоже, немного смущен своим успехом.

— Честно говоря, сам себя приятно удивил, — делится впечатлениями рядовой Дорняк. — Это мой первый опыт стрельбы. И надо же — точно в цель. Завтра же пошлю письмо в родные Гольшаны. Для родителей ведь это целое событие: сын прошел испытание огнем. Такая новость все дворы в деревне облетит.

Перед армией Алексей успел окончить техникум по специальности «Техник–программист». Однако первые стрельбы явно посеяли в парне сомнение: может, поспешил с выбором профессии? Не угадал своего призвания? Впрочем, впереди еще 17 месяцев службы. Время, как говорится, покажет.

А вот рядовой той же учебной роты брестчанин Андрей Жаркевич абсолютно уверен: профориентацию после «дембеля» сменит.

— Еще со школы мечтал о карьере военного, — говорит Андрей. — Изменил мечте и ничего хорошего из этого не вышло. Поступил в университет на математический факультет, но оказалось, не мое. Армейская стихия ближе. Уже с первых недель службы я это совершенно явно ощутил. А сегодня, подержав в руках боевое оружие, еще больше укрепился в этой мысли. Поэтому в планах — отслужить срочную службу и перейти на контракт, ну а после, если, конечно, повезет, — стать курсантом факультета внутренних войск Академии МВД. Надеюсь, с меня начнется семейная династия военных Жаркевичей.

Вот такой жизненный план. Четкий, как траектория полета пули.

— Отстрелялись ребята неплохо, — подводит первые итоги заместитель командира в/ч 5448 по боевой подготовке полковник Дмитрий Гришняев. — Вообще нынешний призыв очень удачный. Каждый 10–й — спортсмен, каждый 5–й — с высшим образованием. Самостоятельные, целеустремленные молодые люди. А что не все сегодня попали в «десятку» — не беда. Пристреляются.

В ближайшее время стрелкам предстоит стажировка перед боевой службой. Выстрелить в человека — тяжелое испытание, крайний случай. Но если доведется применить оружие на поражение — промазать боец не имеет права. Иначе сам превратится в мишень.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter