Шаг за шагом
О чем мечтали мальчишки послевоенного времени? Разве что о хлебе насущном. Рано взрослели. Не было возможностей, чтобы отвлекаться на романтику и витать в облаках. Так характеризует те времена сам Павел Лукьянович. И все же признается, что слово «автомобиль» врезалось в его жизнь уже тогда:
Трудовой путь Павел Мариев начал на Уральском автозаводе, где прошел очень хорошую школу: попал на подготовку производства обновленной модели «Урал-355М», которая выпускалась до 1980-х. А дальше вмешалась судьба. 1958-й внес в жизнь молодого человека серьезные коррективы, когда после армии для лечения травмы руки он приехал в столицу БССР. Оказалось, что очередь на проведение операции должна подойти только через полгода. Павел Лукьянович пошел работать. В феврале 1959-го устроился техником-технологом на БЕЛАЗ. Здесь же трудился в должностях заместителя главного технолога, заместителя главного инженера, главного инженера, а с 1991 по 2007 год — генерального директора.
Без горечи о предприятии конца 50-х годов прошлого века вспоминать нельзя. Чувствуется это и в словах Мариева:
— Состояние незавершенности предприятия чувствовалось во всем. Как и маленького поселка при нем, ведь города Жодино еще не было. В чем это проявлялось? Например, в отсутствии нормальных дорог. Такая же неблагоустроенность и на предприятии. В цехах шел демонтаж и монтаж оборудования: часть его перемещалась к нам с Минского автозавода, а другая часть, наоборот, переезжала в Украину, куда «Дормаш» передал выпуск своей продукции. Уральский автомобильный завод — хоть и он в 1956-м, когда я там появился, тоже находился в состоянии стройки — был уже громадным предприятием. Ну а наш БЕЛАЗ — так мы его тогда еще не называли, а говорили просто «Автозавод» — в сравнении с Уральским выглядел маленьким. В то время нас, работников, было приблизительно человек 700 с хвостиком, из них 80—90 — итээровцы. Вот таким я застал завод. Здесь витали незавершенность и неустроенность, надо было все доводить до ума.

Страну не подвели!
И такая возможность активному руководителю представилась. Правда, в лихие 90-е, когда сотни заводов приходили в упадок, возглавить автомобильное предприятие было, мягко сказать, задачей не из простых. Сам Павел Лукьянович говорит, что это было время, когда требовалось перейти от социалистической экономики к рыночной: нужно было решать массу вопросов, поскольку столкнулись две несовместимые системы, а готовых рецептов не было:
За этими словами стоят годы напряженной и выверенной работы над новыми машинами. Зная уровень разработок конкурентов, новый директор понимал: все надо менять. Плюс ориентироваться в экономике.
— Риск, конечно, с моей стороны был огромный, — так он вспоминает те времена. — Но я осознавал, что горная промышленность не может и дальше не развиваться. Чувствовал их потенциал: у меня было постоянное общение со всеми бывшими покупателями — много ездил, встречался, проводил конференции и был убежден, что вот-вот наступит потребность в карьерной технике.
После техперевооружения на предприятии появились сразу несколько самосвалов — грузоподъемностью 55, 130 и 220 тонн, а впоследствии и 320-тонник. Три первые модели и обеспечили нам выход из кризиса, вспоминает Павел Лукьянович. Неудивительно, что на предприятие, его активного руководителя обратил внимание Президент молодой независимой Беларуси. Посещение Главой государства Белорусского автозавода было плановым. На тот момент предприятие уже получило известность — к 2001 году продукция БЕЛАЗа хорошо продавалась. Здесь Александр Лукашенко провел совещание, на котором присутствовала практически половина Правительства. Все были единодушны: проводимую на заводе работу и ее результаты можно оценить положительно. А уже через неделю, в День Независимости Республики Беларусь, Павел Мариев был удостоен Звезды Героя Беларуси.
Сам герой говорит о награде со скромностью, называя ее авансом:
— Я на вручении так и сказал, что это аванс, который обязательно отработаю. Свои усилия хотелось направить на дальнейшее развитие предприятия, международное признание его продукции и развитие социальных благ для коллектива. Всем этим и занимался до выхода на заслуженный отдых.

На передовых позициях
Дальше началось победное шествие завода, который постепенно становился гигантом и мировым лидером в производстве крупногабаритной автомобильной техники. Это не оставалось незамеченным и за пределами страны. БЕЛАЗ получил международную бриллиантовую звезду качества, международный приз «За технологию и качество» и многие другие награды. Увеличивалась и грузоподъемность производимых здесь самосвалов. Сейчас БЕЛАЗ выпускает 450-тонники — самые мощные самосвалы в мире, идея которых прорабатывалась еще в те годы, когда Мариев был у руля предприятия.Сам он с присущей ему скромностью отмечает, что бриллиантовые звезды были не самоцелью:
— Нас всех увлекала живая работа. Люди начали гордиться тем, что находятся на передовых позициях. Они обрели уверенность — почву под ногами, почувствовали себя востребованными и признанными.
Награды… Каждая — это новый виток ответственности, внутренний посыл к тому, чтобы решить еще одну задачу, создать еще одну более совершенную машину… Иначе награда тускнеет моментально.И сегодня Мариев, пусть уже и заочно, остается сердцем на предприятии. Отслеживает новости, радуется его успехам. А еще Герой Беларуси счастлив тем, что Белорусский автозавод остается по сути и духу предприятием, сумевшим сохранить преемственность поколений: на заводе трудится ряд семейных династий. Это хорошо, уверен он, когда любимое дело оказывается в достойных, надежных руках новых поколений.
Переосмысливая прошлое, человек-легенда признается, что ничего не поменял бы. А еще убежден: чтобы стать хорошим руководителем, только знаний, профессионализма, умения предвидеть, логического мышления недостаточно. Эти качества должны быть обострены и преломлены с чувством ответственности за порученное дело.
— И обязательно нужно помнить, что ты работаешь не ради наград — за тобой коллектив, — резюмировал Павел Мариев.

НАША СПРАВКА
Павел Мариев — доктор технических наук, автор и соавтор 30 научных работ, автор 13 патентов Беларуси и авторских свидетельств. Награжден орденом «Знак Почета» (1971), орденом Дружбы народов (1986), орденом Отечества III степени (2006), медалями. Заслуженный работник промышленности Беларуси (1998), Герой Беларуси (2001), почетный гражданин Минской области (2008).
arteaga@sb.by