Курс для продвинутых

Признаюсь, не люблю напыщенные дистанционные дискуссии о сущности журналистской работы. С теориями, пожалуйста, в новое здание журфака на Кальварийской улице. Здесь вас благодарно выслушают жадные до знаний студенты, нальют чаю в деканате и, конечно, устроят экскурсию по восхитительно просторным аудиториям. Теоретиков там любят.
Признаюсь, не люблю напыщенные дистанционные дискуссии о сущности журналистской работы. С теориями, пожалуйста, в новое здание журфака на Кальварийской улице. Здесь вас благодарно выслушают жадные до знаний студенты, нальют чаю в деканате и, конечно, устроят экскурсию по восхитительно просторным аудиториям. Теоретиков там любят.

А я — практик. У меня каждый день расписан по минутам. Скажем, приятна мне личность артиста Лявона Вольского — я звоню музыканту, напрашиваюсь на интервью. Мы встречаемся, я включаю диктофон — звукозаписывающее устройство, — примерно через два дня материал публикуют в газете и на сайте www.sb.by. Информация из компьютера в компьютер передается мгновенно. Я, конечно же, любопытствую, что думают наши читатели по поводу интервью: может быть, кому–то не нравится, что фотография Вольского небольшого размера? Или вопросы я задала не по–белорусски? Читаю все мнения. А как же? В эпоху социальных сетей и блогосфер каждый гражданский голос на счету. Правда, не всем читателям успеваю ответить и даже считаю вульгарным оборачиваться на каждый виртуальный «сигнал». Но в душе мне, конечно же, приятно внимание: комментировал мою статью «чайник» ли, культуролог, философ — все равно замечательно.

Вчера вот из монитора компьютера на меня смотрел задумчивый аналитик и журналист Максим Жбанков и категорично мне «сигналил» — высказывал свое частное мнение в статье «Короли паузы: вводный курс». Приведу несколько цитат: «Самая тиражная газета страны вдруг открыла для себя амнистированных рокменов — и радостно принялась их представлять широкой публике. Оказывается, у нас есть «Крамбамбуля», и это так весело! И «Крама» существует уже столько лет! А при виде Вольского сразу хочется улыбаться! В общем, пир духа и триумф гласности». Или вот так: «Нормально любить то, чего не увидишь на БТ и в «Совбелке» (какое приятное амикошонство. Так и захотелось нежно обращаться к господину Жбанкову «Жбан», но не буду, пока незнакома... — В.П.) Дело не в политике: просто мы объективно живем в перпендикулярных культурных мирах. Поэтому, раскрывая недавний выпуск «СБ» на «полоснике» с улыбающимся Варашкевичем (Вайтюшкевичем, Вольским...), чувствуешь себя как–то загадочно: то ли газета не та, то ли герой не тот...»

Если я правильно понимаю, г–н Жбанков приревновал Лявона Вольского к журналистке Виктории Поповой и не может любить его так, как раньше, если музыкант заглянул в «перпендикулярный культурный мир» и оставил там свое интервью? Наверное, Жбанков наших рокеров хотел бы сдать в антикварную лавку, а ключ хранить у себя в сундуке. И хотел бы показывать наших артистов иностранным гостям за деньги. Другими словами, культуролог Жбанков жаждет информационного контроля над «улыбающимся Варашкевичем (Вайтюшкевичем, Вольским...)» и категорически не приемлет их выступления в «самой тиражной газете страны». Я бы даже сказала, истерически не приемлет, еще одна цитата: «Масштаб артиста явственнее, когда он уходит со сцены. Вовремя заткнись — и тогда тебя, возможно, попросят продолжить». Журналист посоветовал заткнуться Вольскому, словно бы он не Максим Жбанков, а, по меньшей мере, китайский военный стратег Сун Тзу, который два с половиной тысячелетия назад также наставлял своих воинов: «Делайте все в строжайшей тайне, вплоть до абсолютного отсутствия звуков...»

Но послушайте: за окном — XXI век с миллионами участников в сетевых сообществах. Сегодня это, по меньшей мере, выглядит странным, когда один известный культуролог говорит другому талантливому артисту: «Умри! Замри! Воскресни!» Мне, например, совсем не хочется, чтобы интересные музыканты играли в молчанку. Буквально вчера взяла интервью у Олега Хоменко, чему безмерно рада: провела бесценных 45 минут в компании умного и обаятельного человека. Надеюсь скоро здесь опубликовать нашу беседу на радость поклонникам группы «Палац», ну, а г–ну Жбанкову будет лишний повод порефлексировать — мне, конечно же, приятно быть флагманом известных культурологов из перпендикулярных миров. Пересечемся.

Да, и последнее. Максим Жбанков пишет: «Среднему читателю «СБ», воспитанному на Афанасьевой, Бабкиной и Алехно, новые игрушки ни к чему: вполне хватает прежних. Думать, что народ, прочитав интервью, кинется в магазины за «Крамбамбуляй сьвяточнай», может лишь неисправимый романтик». Я хотела бы задать вопрос критику: когда г–н Жбанков посвятил свое драгоценное время изучению аудитории «среднего читателя «СБ» и откуда черпал поразительные своей мощью выводы, что воспитан наш читатель на Бабкиной? Я, так сказать, «сама бурлак, и вступлюсь за них»: на днях лейбл «Мистерия звука» вручал награды главным белорусским музыкальным бестселлерам по итогам 2007 года. В списке победителей есть и «Крама», и N.R.M., и «Крамбамбуля «Святочная». Или бесконечно влюбленный в собственное творчество г–н Жбанков полагает, что средний читатель «СБ» — в отличие от продвинутого г-на Жбанкова! — в музыкальные магазины не ходит и диски не покупает?.. Ждут указаний от г-на Жбанкова — просветителя в ранге аятоллы...

А я?.. Как улыбалась, завидев Вольского, так и впредь буду улыбаться. И буду брать интервью у могучих личностей. Такова культура повседневной жизни журналиста.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter