Курортный триллер

Как обезопасить себя от мошенников, собираясь в отпуск
Как обезопасить себя от мошенников, собираясь в отпуск

Лета, как известно, с нетерпением ожидают не только соловьи из известной поговорки, но и все потенциальные отпускники. В эту пору года спрос на туристические путевки становится поистине ажиотажным. Поэтому сотрудники турфирм работают на износ, чтобы конкуренты, не дай Бог, не переманили выгодных клиентов. И все равно, собираясь на далекие заморские курорты, многие белорусы предпочитают покупать туры, где обязательное условие — вылет из московского аэропорта. Так выходит дешевле — хотя бы потому, что на огромном российском рынке чартерные перевозки, которые являются одним из слагаемых цены на путевку, стоят гораздо меньше, чем у нас. Но в необъятности туристического рынка восточных соседей есть и свои подводные камни. Дело в том, что полностью проконтролировать добросовестность и профессионализм всех тамошних туркомпаний попросту нереально. А это значит, что любой из нас рискует оказаться на месте тех 500 россиян, которых недавно облапошил лжетуроператор «Лук–тур».

Лукоморье от «Лук–тура»

Прибыв на отдых в Турцию, клиенты «Лук–тура» вместо того, чтобы беспечно нежиться на пляжном песочке, вынуждены были тратить время и нервы на улаживание бесконечных проблем.

Например, в Кемере одну группу туристов выставили из отеля, а другой не позволили заселиться в гостиницу — до тех пор, пока на счет не поступит вся необходимая сумма за проживание. Затем в связи с отсутствием оплаты нескольким россиянам пришлось сутки ожидать заселения в пятизвездочный отель в Белеке. После чего их, вконец измученных, наконец разместили в трехзвездочном отеле в Сиде. И это лишь несколько примеров. Всего же количество пострадавших от мошенников из «Лук–тура» только за несколько дней составило более 500 человек. Цифра эта неокончательная, поскольку, по некоторым данным, услугами недобросовестной туркомпании успело воспользоваться гораздо больше людей.

Впрочем, ничего удивительного здесь нет. Скандала вполне можно было ожидать, если учесть то, что «Лук–тур» действовал на рынке, не имея соответствующей лицензии. Иначе говоря, на отдых в Турцию туристов отправляла лжепредпринимательская структура. А такие предпочитают действовать по отработанной схеме печально известных финансовых пирамид: предлагают некие услуги на фантастически выгодных условиях, быстро собирают с доверчивых клиентов деньги и растворяются в зазеркалье теневого бизнеса.

К сожалению, это не единственный факт масштабного обмана туристов на российском рынке. Например, в прошлом году около 70 российских путешественников едва смогли выбраться из пятизвездочного отеля в Анталье, куда их отправили фирмы «Дип–тур» и «Аз–тур», впоследствии объявившие себя банкротами. Только благодаря вмешательству дипломатов незадачливые туристы смогли вернуться на родину.

Словом, особенности российского рынка туруслуг сегодня таковы, что при покупке путевки нужно быть предельно внимательным и осторожным, даже покупая путевки у белорусских посредников, которые в один голос заявляют о том, что они сотрудничают исключительно с солидными и известными российскими туроператорами, за долгие годы работы ни разу не запятнавшими собственную репутацию.

Договор дороже пляжа

Как считает начальник управления туризма Министерства спорта и туризма Виктор Янковенко, собираясь на заграничный курорт, вы обязательно должны насторожиться, если стоимость тура будет сопоставима с отдыхом в рядовом белорусском пансионате. Ведь даже при всех прочих равных условиях невозможно сравнить затраты на доставку туристов, например, в Гродненскую область и в болгарскую Албену. Исключение составляют разве что так называемые «горящие туры», которые реализуются турфирмами в последний момент со значительными скидками. Мотивация бизнесменов в данном случае понятна: лучше выручить хоть какие–то деньги, чем потерять их в принципе.

Выбирая турагентство, важно обратить внимание на то, как долго оно работает на рынке, понаблюдать за стилем общения его сотрудников с клиентами; выяснить, является ли фирма посредником, реализующим чужие турпрограммы, либо туроператором, предлагающим эксклюзивный «продукт». Поскольку пресловутые туры «с вылетом из Москвы» у нас реализуют чаще всего посредники, нужно уточнить: подписан ли «вашей» фирмой договор с туроператором, какие предусмотрены взаимные обязательства сторон, кто будет нести ответственность в случае несоблюдения заявленных условий отдыха и т.д.

Самый главный документ во взаимоотношениях между туристом и фирмой — договор, который обязательно должен быть составлен в письменной форме. В договоре в соответствии с Законом «О туризме» без всяких исключений должны быть отражены так называемые существенные условия. К ним относятся, скажем: информация о турфирме, включая данные о наличии лицензии, юридическом адресе и банковских реквизитах; достоверные данные о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и результатах сертификации туристского продукта; даты начала и окончания путешествия; стоимость тура и порядок его оплаты; механизм встречи, сопровождения и проводов туриста; права, обязанности, ответственность сторон; порядок урегулирования возникших споров и предъявления претензий к фирме и прочее.

Кроме того, договором стоит «скрепить» не только категорию понравившегося вам отеля, но и его особенности: название, удаленность от моря, тип номера, наличие в нем удобств... При этом нужно учесть, что «звездность» гостиниц в разных государствах различается: допустим, «три звезды» на Кипре вовсе не то же самое, что в Румынии.

Не стесняйтесь выглядеть «буквоедом» и поинтересуйтесь, каким будет питание, нужно ли дополнительно оплачивать услуги трансфера, что входит в условия медицинской страховки...

Считаем звезды

Конечно, предусмотреть все невозможно. И если даже при соблюдении всех мер предосторожности ваш отдых в итоге превратился в бесконечные кошмарные дискуссии с сотрудниками принимающей туркомпании, возьмите себя в руки. Допустим, вместо ожидаемого пятизвездочного отеля вас привезли в гостиницу, больше чем на «три звезды» не тянущую. Вы можете поселиться там за собственные деньги (чтобы совсем уж не поставить крест на отдыхе), а по возвращении домой предъявить счет недобросовестной турфирме. Или составьте акт о всех случившихся «нестыковках», заверив его у должностного лица: представителя принимающей компании, директора гостиницы и т.д. Можно также обратиться за помощью к туристам — друзьям по несчастью. Они должны подтвердить зафиксированные в вашем акте факты, расписавшись там и указав свои координаты.

За задержку отъезда (которую может подтвердить отметка в паспорте о прохождении пограничного контроля) по вине турфирмы исполнитель обязан будет уплатить вам неустойку в размере 1 процента от стоимости путевки. Если не были выполнены какие–то из условий договора, можно требовать адекватного уменьшения стоимости тура.

Вернувшись из отпуска домой, прежде всего стоит попытаться урегулировать возникшие претензии, написав соответствующее заявление руководителю отправлявшей вас в путешествие турфирмы. Если мотивированного ответа от него не поступило или он вас не устроил, придется обращаться за помощью в суд.

Но вообще, даже врагу не пожелаешь оказаться в подобной роли. Ведь каков бы ни был результат судебной тяжбы, компенсировать испорченное на отдыхе настроение все равно не удастся. Так что при планировании путешествия лучше лишний раз перестраховаться, чтобы потом не горевать над «разбитым корытом» несбывшихся отпускных надежд и впечатлений.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter