Курортный роман навсегда

Валерий Раевский снова удивил спектаклем, который поставил к своему дню рождения

Когда все только и кричат про новые формы и, любуясь собственной продвинутостью, ставят крест на сегодняшнем белорусском театре, честное слово, хочется чего-нибудь спокойного, основательного и душевного.

Мэтр отечественного театра Валерий Раевский снова удивил спектаклем, который поставил к своему дню рождения. Он отступил от традиционных шикарных исторических полотен в уютное пространство малой сцены. Он выпустил спектакль для двух артистов по забытой, но некогда популярной пьесе и без всяких сценографических фокусов.

По сегодняшним меркам, камерный спектакль с двумя исполнителями и мелодраматической историей про санаторно-курортный роман со счастливым концом – просто находка для театральной кассы. Если к тому же это не простенький антрепризный вариант, а высокохудожественная работа.

У таких постановок есть всегда своя благодарная публика. Это городские женщины бальзаковского возраста, чуть старомодные и восторженные. Они бескорыстно любят театр, ходят туда с цветами за очередной порцией впечатлений, которых не хватает в обыденной жизни. Их совершенно не интересуют чьи-то оценки и приговоры. Спектакль для них как интеллигентное времяпровождение, о котором потом можно вспоминать и эмоционально рассказывать.

В любом театре есть такие спектакли, которые выпадают из генеральной репертуарной линии по причине своей камерности, но, между прочим, существуют десятилетиями, пока есть силы у исполнителей. Внутрицеховой интерес строится на горячем желании чаще всего немолодых актеров работать и доказывать, что их мастерство не исчерпано. Случается, что в дуэте участвует семейная пара. Тогда все даже проще и крепче: им легче понимать друг друга.

Драматург Алексей Арбузов написал «Старомодную комедию» для великой русской актрисы Марии Бабановой, чья Таня в одноименной арбузовской пьесе стала символом времени. Он по-своему спасал актрису. Пьеса приглянулась многим народным артистам, в том числе ленинградским супругам Алисе Фрейндлих – Игорю Владимирову и московским – Лидии Сухаревской – Борису Тенину. Российская публика ходила по несколько раз и над вымыслом слезами обливалась. А вот в Беларуси пьеса почти не шла. Думаю, что одной из причин была недооценка драматургического материала, слишком далекого тогда от белорусских реалий.

Почему сегодня пришло время «Старомодной комедии»? Возможно, потому, что мы стали чаще, чем тогда, в 70-х годах прошлого века (когда и появилась пьеса), говорить о причинах человеческого одиночества. Оно посещает человека после потери супружеской половинки, тотальных разногласий с детьми, отсутствия понимания со стороны окружающих. К старости одиночество превращается в комплекс и кажется, что жизнь остановилась. К счастью, случаются исключения.

Купаловские артисты Владимир Роговцов и Алла Ельяшевич предстают в премьере людьми слегка старомодными, коих даже модная элегантная одежда не приближает к сегодняшнему дню. Потому что видно, что жизнь улыбалась им не часто, а сегодня и подавно. Их старомодность в приметах целого поколения, которое умело долго и красиво ухаживать, хранило любовь десятилетиями, имело принципы. В деликатных вопросах они чаще отступали, чем проявляли активность. С этим, сами понимаете, не сделаешь карьеры и не попадешь в центр восторженного внимания.

При наличии двух исполнителей не очень этично говорить о том, кто из них лучше, кто хуже. Однако неравенство актерских сил сказывается на смысловом толковании спектакля. Цельная, неспешная, биографически выверенная и философская работа Владимира Роговцова выводит судьбу его героя на первый план. Ему сочувствуешь. Он интересен во всех ситуациях. На таком фоне иногда кажется, что Алла Ельяшевич только подает ему реплики и не очень озабочена раскрытием жизненной истории своей героини, которая смешна и трагична одновременно.

Большая заслуга сценографа в оформлении спектакля с помощью пяти раскладных стульев. И заслуженное уважение к режиссеру, что сознательно ограничил себя, отказавшись от постановочных эффектов, и дал артистам возможность общаться, сопереживать, высказываться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter