Курица – не птица, а доступная еда

КУРЯТИНА популярна в разных частях света. Трудно представить любой семейный праздник без запеченой румяной курочки. Густой ароматный бульон везут в больницу. Маринованные крылышки подают на закуску к пиву. А вспомните непременный атрибут путешествия в поезде — завернутую в фольгу жареную курицу! К счастью, длинноногий сине-голубой цыпленок с полузакрытыми глазами и свесившейся головкой, увенчанной пожухлым гребешком, остался одним из атрибутов нашей прошлой жизни. Нынче в магазинах этот продукт представлен в широком ассортименте, и найти сейчас жесткую курицу так же сложно, как двадцать лет назад нежного цыпленка табака. Сегодня у покупателя другая проблема — деньги. Наверняка каждому любителю белого мяса небезынтересно, сколько прибавляет цыпленок в цене на пути к прилавку?

Почему белорусские производители самого дешевого мяса не могут угнаться за ускользающей рентабельностью?

КУРЯТИНА популярна в разных частях света. Трудно представить любой семейный праздник без запеченой румяной курочки. Густой ароматный бульон везут в больницу. Маринованные крылышки подают на закуску к пиву. А вспомните непременный атрибут путешествия в поезде — завернутую в фольгу жареную курицу! К счастью, длинноногий сине-голубой цыпленок с полузакрытыми глазами и свесившейся головкой, увенчанной пожухлым гребешком, остался одним из атрибутов нашей прошлой жизни. Нынче в магазинах этот продукт представлен в широком ассортименте, и найти сейчас жесткую курицу так же сложно, как двадцать лет назад нежного цыпленка табака. Сегодня у покупателя другая проблема — деньги. Наверняка каждому любителю белого мяса небезынтересно, сколько прибавляет цыпленок в цене на пути к прилавку?

Виражи на фураже

Как это нередко бывает, мнения покупателей разделились. Одни считают мясо птицы самым дешевым и доступным в потребительской корзине белорусов, другие — что оно стремительно дорожает. Столь «стремительные» умозаключения не могут не удивлять. Мясо птицы — продукт, относящийся к социально значимым. Предельные отпускные цены на 10 процентов поднимали в апреле 2012-го, затем только в ноябре прошлого года. Любая хозяйка хорошо помнит, а статистика подтверждает, что, скажем, в минувшем апреле килограмм цыпленка стоил 26,6 тысячи рублей, в мае он подешевел до 25,5—26 тысяч и только к концу года цена выросла до 28 тысяч рублей. 

Сегодня на прилавках магазинов куриные тушки «тянут» 28—29 тысяч за килограмм, и здесь просматривается интересная, если не сказать странная, закономерность. В магазинах шаговой доступности цыплята дешевле, чем в крупных торговых центрах или сетях. Например, охлажденная тушка из агрокомбината «Скидельский» в небольшом столичном магазине ОДО «Людмилица» стоит 28450 рублей. В разговоре с продавцами выясняется, что получают птицу они по 22500 рублей. Плюс 10 процентов НДС и 15 — торговая надбавка. В крупном гастрономе «Азарэнне» цыпленок Дзержинской птицефабрики продается по 29700 рублей. При этом не следует забывать, что из Скиделя везти продукцию гораздо дальше, чем из Дзержинска. Почему разница в более чем тысячу рублей? Все дело в размере отпускной цены, торговой надбавки и объеме продаж. Чем он больше, тем меньшую надбавку магазин может себе позволить. Потолок — 20 процентов. Максимальная оптовая отпускная цена производителя — 20460 рублей без НДС.

ОАО «Кленовичи» Крупского района — среднестатистическое сельхозпредприятие, входящее в крупный холдинг «Агрокомбинат «Мачулищи». Сколько «стоит» здесь вырастить птицу? В первую очередь цену накручивают корма и энергозатраты. В прошлом году зерна в стране собрали меньше, цена на него высокая. Многие предприятия имеют собственные угодья, что ставит их в более выигрышное положение. Однако зерновые культуры — не единственная составляющая кормов, основной проблемой для предприятий становится возросшая стоимость витаминов, минералов, соевого шрота, которая не снижается, а значительно возрастает, особенно завезенных из-за рубежа.

Не раз убеждалась: экономисты говорят на своем, нередко только им понятном языке. Главный экономист ОАО «Кленовичи» Наталья Белова, отвечая на вопросы, терпеливо объясняла, что в данном случае речь может идти о себестоимости в живом весе, в убойном, в привесе и так далее. Не утомляя читателя арифметическими расчетами и не претендуя на скрупулезную точность, надо сказать, что в среднем себестоимость килограммовой тушки без субпродуктов составляет 20950 рублей. Сюда входят: 10 процентов — стоимость суточного цыпленка, 83 — его выращивание и 7 процентов — убой. Себестоимость килограмма курицы со стоимостью убоя — 15 тысяч рублей. Выход мяса — 71,6 процента. То есть с одного килограмма живого цыпленка получаем 716 граммов мяса. 15 тысяч делим на 71,6 процента и получаем 20950 рублей за килограмм.

Основные затраты ложатся, конечно же, на выращивание птицы, где корма занимают львиную долю — 60 процентов. В прошлом году по сравнению с предыдущим в среднем они подорожали на 21 процент — за год цена килограмма комбикорма выросла с 4145 до 5020 рублей. В корма входит зерновая группа — пшеница и кукуруза, импортный соевый и подсолнечниковый шрот. 7 процентов в себестоимости занимают ветпрепараты, вакцины, 3,3 — газ и электроэнергия, 5 — транспортные расходы, 2,6 — амортизация и 5 процентов идет на зарплату. Таким образом, получается себестоимость цыпленка в убойном весе 20950 рублей при оптовой отпускной цене 20460. Про рентабельность нечего спрашивать — она минусовая.

В принципе, с небольшими погрешностями она на таком же уровне и на других птицефабриках. Например, себестоимость бройлерного цыпленка в «Дружбе», одном из крупнейших предприятий республики, не превышает 20793 рубля.

Глас вопиющих птицеводов

В целом 2013 год прошел для рынка мяса птицы в тревожном ожидании дальнейшего падения и робкой надежды на улучшение. Кто-то называет это кризисом перепроизводства, кто-то винит розницу и оптовиков, а кто-то — проклятую ВТО, куда полтора года назад вступила Россия, основной импортер белорусской курятины. На самом деле, и у производителей, и у импортеров произошло то, что называется «идеальным штормом», когда воедино слились несколько критических факторов. Это — падение потребительского спроса, рост цен на фуражное зерно, возросшая конкуренция. Неудивительно, что производители мяса требуют повышения цен. Как было установлено в новом исследовании, организованном Министерством экономики, 90 процентов производителей мяса считают, что нынешние цены не позволяют бизнесу достигнуть рентабельности. Многие директора выступили за то, чтобы отпускные цены были увеличены в полтора раза и более.

Да, закупочные цены устанавливаются Правительством на основе госзаказа. Но производители могут сбывать мясо и самостоятельно, по приемлемой для них цене. Однако в этом случае на внутреннем рынке, скорее всего, мясо у них никто не купит.

Что стряслось? Корма, электроэнергия и прочие составляющие дорожают с завидным постоянством. Однако белорусское птицеводство за последние 5 лет шло в рост подобно самому цыпленку-бройлеру. Уже в 2011 году сельхозорганизации республики получили самые высокие производственные показатели в истории, выдав на-гора почти 397 тысяч тонн мяса птицы в живом весе, что почти на 120 тысяч тонн больше, чем в предыдущем. (Кстати, был превышен и объем промышленного производства свинины.) В 2012 году получили уже 467 тысяч тонн — по 40 килограммов на душу населения при медицинской норме 25 килограммов. К 2015-му планируется произвести почти 570 тысяч тонн. А куда девать?

Еще недавно птицеводы говорили о перепроизводстве цыплят. Внутренний рынок перенасыщен, и это при том, что ежегодно увеличивается экспорт мяса птицы. Но основной импортер — Россия — значительно увеличила собственное производство. Если в 2012 году здесь работала 231 бройлерная птицефабрика, то в 2013-м — уже 237 таких предприятий. За год объем произведенного в стране мяса птицы увеличился с 3,6 до 3,8 миллиона тонн. Поэтому восточные коллеги хотят ограничить импорт из Беларуси, который к тому же на треть дешевле. Росптицесоюз направил письма в Евразийскую экономическую комиссию и правительство с просьбой сократить импорт птицы из Беларуси и, кстати, Украины тоже.

Эксперты утверждают: кроме перепроизводства и возросшей конкуренции, корни минусовой рентабельности — в монополизации белорусского рынка, тон в котором задают семь компаний. На них приходится уже свыше 70 процентов производства мяса птицы в стране.

Только на долю двух предприятий могилевского бизнесмена Евгения Баскина по итогам трех кварталов прошлого года пришлось более 23 процентов всего производства мяса белорусских бройлеров. Его Смолевичская фабрика и филиал «Серволюкс-Агро» заняли первые два места, произведя свыше 81 тысячи тонн. И что характерно, у него даже с такими объемами особых проблем с реализацией нет. Снизив цену всего на один рубль, можно увеличить объемы поставок в Россию в 2—3 раза. А поскольку завозят туда в основном охлажденную продукцию со сроком реализации 5 суток, ни бразильская, ни американская, ни какая другая курятина конкурировать с нашей не могут.

Но и белорусский потребитель должен понимать: законы экономики и рынка отменить невозможно.  Не могут птицеводы постоянно торговать своей продукцией себе в убыток. И то, что сегодня цыпленок является самым дешевым в стране мясом, дело времени. Рано или поздно придется либо поднимать отпускные цены, либо исключать курятину из «регулируемого» списка.

Впрочем, есть еще и третий путь: снижать издержки на производстве курятины. Ведь тот, кто этого не поймет, рискует потерять все. И тогда на внутреннем рынке будет сплошной «Серволюкс».

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter