Курица, которая несет золотые яйца

Международные эксперты нередко сравнивают прибыльность пищевой промышленности с потенциалом нефтегазовой отрасли.
Международные эксперты нередко сравнивают прибыльность пищевой промышленности с потенциалом нефтегазовой отрасли. Достаточно сказать, что в некоторых странах подобные поступления формируют треть всего ВВП. Однако столь внушительные доходы не рождаются на пустом месте, а возможны лишь при передовом уровне технологий и доступе на емкие рынки сбыта. Белорусские пищевые предприятия, переживающие сегодня непростой период, еще имеют шансы занять достойную нишу, по крайней мере, на просторах СНГ. Если, конечно, не упустят драгоценное время.

Крупнейший в стране Республиканский закупочно-производственно-торговый комбинат Белкоопсоюза испытывает сегодня характерные для отечественных пищевиков трудности: изношенное оборудование, сложности расчетов с торговлей и прочее. Однако, несмотря на множество объективных проблем, он демонстрирует завидные экономические показатели. Так, в прошлом году его товарооборот превысил 5,5 миллиарда рублей при общей рентабельности производства соков, вин и различных консервов на уровне 17 процентов. Только за 10 месяцев того же года предприятию удалось получить 778 миллионов рублей прибыли, а регулярно выплачиваемая заработная плата в среднем достигла 250 тысяч рублей. Секрет успеха очевиден: пока есть спрос на продукцию - есть и деньги на счету.

Между тем генеральный директор комбината Николай Полетаев убежден, что, несмотря на хорошие показатели, без серьезной модернизации производства и освоения новых видов продукции будущего у предприятия нет. Например, огромным спросом на рынке пользуется так называемое асептическое пюре из ягод и фруктов, сохраняющее при переработке все их полезные качества. Его готовы закупать по предоплате многие зарубежные компании. Будь такие технологические линии на комбинате, в перспективе можно было бы начать и производство популярного детского питания. В общем, потенциальные рынки сбыта для этих и других новых видов пищевой продукции (прежде всего в Беларуси и России) имеются. Только давай, отгружай! Но - нечего.

Загвоздка в инвестициях. По расчетам специалистов, для полной модернизации комбината нужно около 10 миллионов долларов, которые, впрочем, окупятся через 3 - 4 года. По словам Н.Полетаева, часть денег обещает выделить правительство, часть - зарубежные фирмы. Однако особые надежды руководитель комбината возлагает на российских инвесторов, которые сегодня "при деньгах" и хотят иметь в Беларуси надежный плацдарм для товарной интервенции на Запад. И, кстати, таких предложений об организации совместного производства (на денежной основе!) сегодня хватает. Другое дело, что владелец любого капитала больше всего ценит ясные и стабильные правила игры, серьезное к себе отношение. С этим у нас пока, к сожалению, не все гладко. Но тем не менее Николай Полетаев уверен, что только плотно взаимодействуя с российским бизнесом сегодня можно двигаться вперед. И искренне надеется, что возникающие при этом неувязки будут решены.

Когда же зарубежные капиталовложения удастся привлечь, пищевой комбинат, оперативно освоивший гамму конкурентоспособной продукции, сможет увеличить свой оборот как минимум на 20 процентов. А долгожданный переход на полную предоплату во взаимоотношениях с покупателями лучше всяких иных гарантий обеспечит стабильное финансовое положение коллектива. Вообще же задумки Николая Полетаева на будущее впечатляют: здесь и организация комбинатом сети собственных заготовителей, и внедрение полностью безотходных технологий, и фасовка грибов... Об этом "громадье планов" увлеченный руководитель может говорить часами! Слушаешь и думаешь: "Да, лишь бы инвесторы не подвели..." Хотя мне почему-то кажется, что для таких интересных бизнес-планов они обязательно найдутся.При грамотном подходе по доходности с пищевой отраслью мало что может сравниться...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter