Куриная лепота

Страх заразительнее «птичьего гриппа»
Страх заразительнее «птичьего гриппа»

Кто бы мог подумать, что мои знакомые, образованные люди, будут бояться курицы как огня. Ни ветчины, ни окорочков, ни, Боже упаси, яиц в их доме не найдешь. И не у них одних, судя по озабоченному выражению лица продавщицы куриных продуктов, которая уже несколько недель простаивает на нашем мини–рынке в гордом одиночестве. Вот они, первые жертвы «птичьего гриппа» в Беларуси — жертвы «куриного» ажиотажа.

Если отыщется такой чудак, который еще не знает, какой «ужас и кошмар» ожидает нас нынешней зимой, — пусть зайдет в Интернет. Там его готовы просветить 1.800.000 (!) источников. Расскажут все и в подробностях: мол, сжимается вокруг человечества кольцо... вирус на подступах... спасайся, кто может... Натуральное дежа–вю трехгодичной давности, когда с таким же мазохизмом человечество готовилось к эпидемии атипичной пневмонии. Дело доходило до смешного: пациенты психиатров, прежде мнившие себя Наполеонами, начинали находить у себя все признаки SARS и готовиться к смерти. Жаль, что никто так и не проанализировал, во сколько раз число известий на тему превысило число заболевших, сколько процентов первичных диагнозов подтвердилось, а сколько было поставлено со страху. А главное, сколько денег вбухали в борьбу с «новой угрозой». Только Китай и только в разгар эпидемии направил в различные фонды по профилактике и предупреждению «атипички» 5 миллиардов юаней (более 600 миллионов долларов). Только Россия и только на лечение одного–единственного своего больного SARS выложила десятки тысяч рублей. Но вот другие факты, которые как–то потерялись за залпами орудий: всего в мире зловредный вирус подхватили тогда чуть более 8,5 тысячи человек, умерло около 800. Тогда как, скажем, от осложнений обычного гриппа погибают 40 тысяч американцев. Ежегодно.

На самом деле, как теперь говорят российские вирусологи, атипичная пневмония — едва ли не насморк на фоне СПИДа или лихорадки Эбола. Потому что летальность при СПИДе — 100 процентов, а при SARS — 4 — 7, меньше даже, чем у обычных бактериальных пневмоний. Такую же и даже большую опасность представляют дифтерия, гепатиты, туберкулез... Да, 800 жизней, унесенных SARS, не вернешь, но не вернешь ведь и миллионы тех, для кого приговором стали заболевания сердечно–сосудистой системы, онкология, диабет. С другой стороны, почему из всех «новых угроз» именно атипичная пневмония да «птичий грипп» удостоились такого бурного внимания? Ведь за последние три десятка лет появились примерно 30 инфекционных заболеваний, смертельно для нас опасных. В той же России, где сообщения о виртуальной пока угрозе — «птичьем гриппе», — уже напоминают сводки боевых действий, почему–то совершенно не боятся лихорадки Западного Нила, от которой несколько лет назад скончались 35 человек в Волгоградской, Ростовской и Астраханской областях. Давайте уж будем последовательны в своих страхах! Например, начнем трепетать заодно и перед «ханта–вирусом». Ну и что, что он бродит по Америке и до нас пока не дошел? Опасность есть? Есть. Лекарств от него нет? Нет. Тогда чем он лучше «птичьего гриппа»?..

Многим медикам уже настолько надоело из года в год успокаивать население с цифрами и фактами в руках, что они сами как заправские следователи ищут ответ на вопрос: а кому выгодна вся эта паника? Может быть, турфирмам, которые лоббируют интересы Средиземноморья и хотят раз и навсегда отвадить путешественников от экзотических курортов Юго–Восточной Азии? Или паника на руку заокеанским поставщикам куриных продуктов (курица — это как–никак треть мирового рынка мяса)? Или все же фармацевтическим компаниям? Они, кстати, уже сейчас снимают с ситуации сливки. Спрос на лекарство тамифлю, которое рекламируют не иначе как единственную защиту от «птичьей» болезни, в Европе и США обвальный. Правительства готовы закупать сотни тысяч и даже миллионы его доз. А население опустошает прилавки, хотя стоимость упаковки тамифлю — от 75 долларов в аптеках и от 130 в интернет–магазинах... Впрочем, сколько еще существует способов подзаработать на ажиотаже! Ну кто бы мог подумать, что на атипичной пневмонии круто поднимется одна азиатская фирма, которая в разгар эпидемии выбросила на рынок чудо–маску? Ее создатели уверяли, что отверстия в ткани в 100 млн. раз меньше, чем в обычной марлевой повязке, — разве у кого–нибудь было время сомневаться? В КНДР тогда прилично заработали продавцы маринованных овощей, чеснока и редьки — природных иммуностимуляторов. Золотая жила, а не вирус!

Все это, конечно же, не значит, что опасности нет, не было и не будет. Вести до нас действительно доходят тревожные. Но, согласитесь, не настолько, чтобы с утра до вечера вещать про скорый апокалипсис. Просто стоит сначала вооружиться знаниями, а затем спокойно и трезво решить каждому для себя: стоит ли эта проблема выеденного яйца? Или хотя бы нескольких?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter