В числе первых парашют испытали узники — одному из них в награду досталась свобода, другому была дарована жизнь

Купол спасения и грации

Еще в глубокой древности многие смельчаки пытались с помощью хитроумных приспособлений спрыгнуть с большой высоты и остаться невредимыми. Удавалось это далеко не всем. И только великий мыслитель, художник, инженер Леонардо да Винчи на основе точных расчетов сделал вывод: человек может безопасно опуститься на землю с любой высоты с помощью «палатки» из накрахмаленного полотна диаметром 6—7 метров.

Парашютисты перед прыжками на крыле бомбардировщика.

Прыжки в неизвестность

Идеей великого итальянца полтора столетия спустя воспользовался узник — француз Лавен. Сшив из простынь шатер, прикрепив к его низу веревки и ухватившись за них, он прыгнул с высокого здания и, подхваченный ветром, благополучно приводнился за тюремной стеной…

В 1777 году французский профессор Фонтаж сконструировал «летающий плащ». Сам испытать его ученый не осмелился, это предложили сделать Жану Думье, приговоренному к смертной казни. Узник прыгнул. Удачно. Смертнику была дарована жизнь. Пять лет спустя французский физик Луи Себастьян Ленорман прыгнул с башни Монпелье на сконструированном им парашюте, который представлял собой деревянную раму, обтянутую льняной прорезиненной тканью.

Так рождалось приспособление для безо­пасного приземления, а вместе с ним и термин — «парашют», соединивший два слова: греческое «пара» (против) и французское «шют» (падение). Но первым настоящим прыжком с парашютом можно считать очень опасную авантюру Андре-Жака Гарнерена. В октябре 1797 года он покинул корзину воздушного шара на высоте около 680 метров. И благополучно приземлился.

Уже в XIX столетии прыжки с парашютом стали популярным аттракционом. В разных странах появились бродячие парашютисты-аэронавты, которые в поисках заработка демонстрировали рискованные прыжки. Были парашютисты-экспериментаторы и в России. В 1806 году русский воздухоплаватель Александровский поднялся ввысь на большом шаре и совершил прыжок с парашютом. Смельчак благополучно спустился на землю и был восторженно встречен публикой.

Первый в мире ранцевый парашют с куполом из шелка создал русский конструктор-самоучка Глеб Котельников. В ноябре 1911 года изобретатель запатентовал свой «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом». В июне 1912-го конструкция успешно выдержала испытание, получив название РК-1: «Русский. Котельников. Первый». И вскоре парашют был «призван» на воинскую службу.

С неба — в бой

«Выброшен десант…» Эта фраза часто наводит панику в рядах неприятеля. Даже горстка солдат в тылу врага может причинить много вреда. Еще летом 1918 года французский майор Эврар с двумя солдатами спрыгнули из самолета в Арденах. На парашютах им сбросили рацию, взрывчатку. Несколько удачных взрывов, устроенных ими на железной дороге, помогли французам провести успешную операцию против германцев.

Будучи командующим Ленинградским военным округом, Михаил Тухачевский начал широко пропагандировать идею создания специальных подразделений, предназначенных для быстрой переброски по воздуху. Но днем рождения воздушно-десантных войск СССР считается 2 августа 1930 года. Именно тогда под Воронежем самолет поднял в воздух группу солдат, которая с высоты 500 метров точно приземлилась в намеченном районе. Вернувшись на аэродром, самолет забрал и успешно выбросил вторую группу парашютистов. Десантники были вооружены наганами, гранатами, вдогонку им был сброшен ящик с пулеметами, патронами. Учебная боевая задача была успешно выполнена.

Уже в следующем году по инициативе Тухачевского был сформирован первый опытный десантный отряд, состоящий из одной стрелковой роты и нескольких отдельных взводов. Любопытно, что солдаты к месту высадки доставлялись тяжелыми бомбардировщиками, совершенно не приспособленными для десантирования. Поэтому при скорости самолета 150 километров в час бойцы сначала перебирались на его огромное крыло, откуда по отмашке командира бросались вниз. Вплоть до начала Великой Отечественной войны воздушно-десантные войска активно развивались, к 1941 году были сформированы пять корпусов численностью до 10 тысяч человек. Советские десантники храбро проявили себя в ходе боевых действий, что значительно укрепило их престиж.

21 ноября 2007 года во Флориде сто парашютистов прыгнули сразу с пяти самолетов, летящих на высоте 6,5 тысячи метров. Пристроившись над открытыми куполами друг к другу, уровняв горизонтальные и вертикальные скорости, они создали красочный ромб высотой более 70 метров.
dropzone.com

Балет в воздухе

Изюминка многих больших празднований — выступления парашютистов. Вот от самолета отделяется несколько точек, они растут, приближаются. Вскоре точки превращаются в парашютистов, которые после легкого парения приземляются на небольшой, заранее определенной площадке. И уж совсем захватывает дух, когда спортсмены, выпрыгнув из самолета и не раскрывая парашютов, взявшись за руки, образуют в небесной синеве необычную, живую, яркую композицию. А потом вдруг, словно оттолкнувшись друг от друга, «лепестки» разлетаются в разные стороны.

Главная цель групповой акробатики — построить парашютистами во время падения максимальное количество разных фигур. Обычно команды состоят из двух, четырех, восьми и шестнадцати спорт­сменов. Но своеобразный рекорд в построении фигуры установлен в 2006 году в Таиланде. 357 парашютистов, выпрыгнув из самолета на высоте 11 тысяч метров, сумели сгруппироваться до раскрытия куполов при скорости падения 200 километров в час и, взявшись за руки, создать незабываемую красочную композицию, которая продержалась целых шесть секунд.

Не менее зрелищна и купольная акробатика, когда команды соревнуются в построении различных фигур уже при раскрытых куполах парашютов. С ювелирной точностью пристраиваясь друг к другу, они создают в воздухе различные ромбы, этажерки.

Впечатляет и еще один вид парашютного спорта — фристайл. Во время свободного падения парашютист выполняет сложные движения, вращение в произвольных плоскостях и осях, в самых необычных позах. Каждое движение осуществляется только с опорой на набегающий поток воздуха, что открывает перед спортсменами широкие возможности для импровизации и самовыражения. Одновременно в демонстрации могут участвовать несколько человек. Это свое­образный балет в воздухе.

ОДНИМ АБЗАЦЕМ

• В 2006 году 960 парашютистов-акробатов из 30 стран совершили самый массовый прыжок в свободном падении, полсотни из них были гражданами России.

• Первенство по точности приземления можно отдать 28-летней американке Кэти Хансен. Она опустилась на заднее сиденье автомобиля, двигавшегося со скоростью 60 километров в час.

• Инструктор парашютной ассоциации США Джей Стоукс за сутки совершил 534 прыжка. При приземлении с парашютиста мгновенно срывали систему, надевали новую — и Джей тут же заскакивал в вертолет.

• В конце сентября 2008 года в Бельгии россиянин Василий Младинов совершил свой рекордный 22-тысячный прыжок с парашютом. В общей сложности он пробыл 12 суток в свободном падении и 45 — под парашютом, а всего — полтора года в воздухе. По количеству совершенных прыжков Младинов вошел в пятерку рекордсменов мира.

• Австриец Феликс Баумгартнер 14 октября 2012 года совершил прыжок с 39-километровой высоты, установив сразу несколько рекордов. В том числе это самая высокая скорость свободного падения: 1357,6 километра в час, в определенный момент парашютист выходил на сверхзвуковой предел. Рекорд высоты австрийца уже через два года побил американский компьютерный специалист Алан Юстас, прыгнувший с высоты более 41 километра.

infong@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter