Кафе, парикмахерская, фитнес-зал: готовый бизнес сейчас можно приобрести на 30 процентов дешевле

Куплю ресторан по сходной цене

Коронавирус изрядно подпортил экономику малого бизнеса. Клиентов стало меньше, упали доходы. Однако появились и новые возможности. Предприниматели, которым не привыкать к рискам, не поддаются апатии, а, напротив, анализируя тенденции развития рынка услуг, ищут новые способы деловой реализации. Сфера оживающего после пандемии готового бизнеса отличается разнообразием предложений и гибкой ценовой политикой. Например, цены на укомплектованные парикмахерские сейчас ниже на 30—40 процентов, чем год назад. Эксперты сходятся во мнении, что сегодня даже новичок может с выгодой инвестировать, приобретая готовый продукт на перспективу. Корреспондент «Р» приценилась к некоторым предложениям магазинов готового бизнеса и узнала, по каким видам услуг сильнее ударил коронавирус.

В магазинах готового бизнеса сегодня немало объектов общепита.
Фото SB.BY

На всем готовом

Степан Гусак занимается с коллегами корпоративными продажами — ликвидациями, регистрациями предприятий и ИП, ведет бухгалтерию для некоторых компаний и судит о сегменте сферы услуг в цифрах: 

— Фактически у объектов общепита, центров обучения, спортивных клубов наблюдался спад продаж на 80 процентов с марта. Но с начала июня предпринимательская среда стала постепенно оживать. Замечаем прирост спроса на фитнес-услуги, потому что люди после самоизоляции интересуются темой ЗОЖ. Осуществляем сделки по небольшим кофейням и так называемому красивому бизнесу (парикмахерским и салонам красоты), который стал постепенно воскресать. Есть такое правило: «Покупай, когда есть спад», и некоторые бизнесмены им воспользовались. При грамотном анализе рисков вложение средств в готовый бизнес может стать для инвестора вполне прибыльным, ведь ситуация с пандемией — явление временное.

По наблюдениям Кристины Кривко, руководителя компании, занимающейся продажами готового бизнеса, в некоторых сегментах рынка готовые объекты стали чаще переходить от одних владельцев к другим. Это турфирмы, магазины, парикмахерские, спортивные центры, бары и кофейни: 

— Хоть в Беларуси и не был введен карантинный режим, владельцы объектов общепита говорят о низком проценте выручки. Потребители реже посещают общественные места и избегают тесных контактов с людьми. В то же время появляются новые инициативы. Например, владельцы магазинов, кафе, ресторанов организовали доставку продуктов на дом. 

Из новых тенденций эксперты отмечают рост онлайн-торговли. Таких объектов в магазинах готовых бизнесов практически нет, поделился впечатлениями Степан Гусак:

— Являемся инвесторами в коммерческой недвижимости и как арендодатели наблюдаем, что онлайн-торговцы не закрываются. А вот фирма по изготовлению кухонь сократила число своих представительств и съехала с арендуемой площади. Но в целом предпринимательская среда уже оживает. Есть сделки по кофейням, парикмахерским. Кто-то хочет поскорее избавиться от дела, в котором потерпел убытки, а кто-то, наоборот, видит в бизнесе перспективу. Так что можно констатировать, что спроса на готовые бизнесы сейчас меньше, но он есть. 

Предпринимательский интерес к спортивным объектам начинает заметно оживать.

Кто сорвал куш?

Денис Щось, индивидуальный предприниматель, давно занимающийся подбором подходящего бизнеса для клиентов, отметил, что сейчас произошло заметное удешевление готовых предприятий:

— Опасения, связанные с инфекцией, уже прошли, и для некоторых инвесторов самое время покупать малые компании, которые заметно подешевели. Стоимость объектов «красивого» бизнеса, выставленных на продажу, значительно снижена. Допустим, можно приобрести приличную парикмахерскую за 12 000 рублей, а пару лет назад она стоила в 4—5 раз дороже. Покупателю следует понимать, что любой бизнес, готовый либо нет, — это все-таки риск. Надо стратегически видеть, что с ним делать после сделки. Бывает, люди, не имеющие опыта в управлении, покупают прибыльное дело, а потом все заканчивается убытками, уходом ценных кадров. А кто-то со знанием дела приобретает за копейки малое предприятие, а оно выходит в плюс. Назову бизнес-пакеты, которые временно у нас в агентстве зависли из-за отсутствия спроса. Это турфирмы, образовательные центры, некоторые объекты общепита и торговли. Высок интерес к раскрученным объектам интернет-торговли. Некоторые крупные магазины имеют продажи на уровне новогоднего сезона. Хорошо чувствуют себя владельцы вендинговых аппаратов, которые расположены в людных торговых центрах.

Смогли сохранить и даже повысить уровень спроса продуктовые магазины, сервисы по доставке еды, аптеки, медицинские центры и лаборатории, порталы дистанционного обучения, онлайн-тренинги, развлекательные интернет-площадки. Игровая индустрия также достигла пика популярности, потому что игры помогают отвлечься, обращает внимание Кристина Кривко:

— На плаву также остались компании, сотрудники которых смогли быстро перестроиться на удаленную работу с высокой продуктивностью. Это эффективно в перспективе — у компании меньше затрат на организацию управления и содержание офиса. Главный вопрос в том, как долго продлится нынешняя эпидемиологическая ситуация, потому что от этого зависит, сколько объектов малого и среднего бизнеса в итоге сможет выстоять в непростой период и продолжит работать. 

Салоны красоты и парикмахерские просели в цене на 30—40 процентов.

Кофейню в дар

Кто в коронавирус отдает свое детище в хорошие руки? Специалисты отмечают, что в первую очередь последствия пандемии ощутили туристические компании. Из-за закрытия границ некоторые вынуждены были приостановить деятельность или закрыться. По словам Кристины Кривко, весной поступало небывалое количество объектов готового бизнеса туристической сферы на продажу: 

— Такой форс-мажор сложно предугадать в любом бизнес-плане. Сегодня действует только одно правило — нужно быть готовым ко всему. Что будет дальше с туристическим бизнесом, предугадать сложно. Возможно, после появления вакцины произойдет бум на рынке туристических услуг, а может, показатели так и останутся неутешительными. Мы отслеживаем ситуацию: коронавирус не приговор, экономика восстановится, но нужно время.

Второй по уязвимости стала сфера общественного питания. Чтобы не рисковать, люди отказываются от походов в рестораны, кафе, фастфуды. Развлекательные и детские центры тоже попали под удар, как и объекты сферы логистики, гостиничного бизнеса и недвижимости:

— Под влияние пандемии попал бизнес по аренде коммерческой недвижимости. Это связано с тем, что это направление бизнеса стало неперспективным для инвестирования. Спроса на него нет, и поэтому владельцам, скорее всего, придется снижать арендные ставки, — прогнозирует Кристина Кривко. — В противном случае многие бизнесы могут закрыться.

Пример, который привел руководитель магазина готового бизнеса Степан Гусак, это подтверждает:

— Два года назад клиент купил готовый бизнес стоимостью около 50 тысяч рублей, а сегодня от него избавляется из-за неэффективности. Арендодатель ему не уступил в ставке аренды, а в его точке ежедневный средний чек «похудел» до 50 белорусских рублей. А еще нужно содержать персонал, делать закупки. Поэтому он готов сегодня отдать даром бар-кофейню.

«Продается франшиза!» 

Ольга Леонтьева, председатель ассоциации «Белфранчайзинг», отмечает, что франчайзинг — еще один способ, чтобы создать собственный готовый бизнес: 

— Покупка франшизы — оптимальный вариант для тех, кто хочет начать собственное дело, но не решать все возникающие проблемы в одиночестве. Франшиза — право использовать имя и технологии в бизнесе, которые уже опробованы на рынке опытным игроком. Сегодня на рынке представлено более 100 белорусских концепций в самых разных сферах — от торговли и общепита до услуг и производства. Еще более 200 франшиз представлены иностранными компаниями. Не так давно количество зарегистрированных договоров франчайзинга ежегодно прирастало на 15—17 процентов: в 2017 году их было 84, в 2018-м — 93, в 2019-м — 109. Даже в первом квартале 2020 года зарегистрировано больше договоров, чем за аналогичный период в прошлом году. Наибольшим спросом пользовались франшизы общепита, начиная от небольших кофеен и заканчивая полноценными заведениями розничной торговли и услуг. Основная масса всех запросов на покупку франшизы сосредоточена на предложениях с суммой инвестиций до 15 тысяч долларов.


Специалист признает, что текущая ситуация оказала влияние на рынок франшиз:

— Большинство действующих франчайзеров приостановили планы по развитию сетей и сосредоточились на сохранении существующих точек. Здесь вижу важное преимущество франчайзинга по сравнению с самостоятельным ведением бизнеса — франчайзеры делают все возможное, чтобы удержать сеть на плаву: применяют новые маркетинговые инструменты, трансформируют свои бизнес-модели, формируют меры поддержки для своих франчайзи, как материальные — уменьшение платежей, так и нематериальные — консультации, видеоконференции, общие онлайн-чаты, помощь в переговорах по аренде. Таким образом, франчайзи, многие из которых являются новичками в бизнесе, получают поддержку именно тогда, когда они больше всего в этом нуждаются. 

По словам Ольги Леонтьевой, с середины апреля возобновился рост запросов на франшизы. Работа в сети и по проверенной схеме снижает риски предпринимателя по сравнению с самостоятельным бизнесом. 

— Также мы отмечаем рост запросов на разработку франшиз: компании в производственной сфере, торговле, общепите готовят свои франчайзинговые предложения к тому моменту, когда предприниматели начнут искать новые идеи для новых бизнесов, — рассказала собеседница.

Востребованными на рынке услуг стали клининг и дезинфекция.
Фото из архива героя материала

История успеха

Некоторые компании диверсифицируют деятельность, развивая новые направления. Например, предприниматель Андрей Шилько приобрел клининговый сервис:

— Начинал с заведения общепита. Захотел попробовать свои силы в другой сфере. Клининговые услуги — достаточно развитый сегмент бизнеса у нас. Сперва казалось, что это опрометчивое решение, но доверился прогнозам экспертов бизнес-рынка, и сегодня, несмотря на ситуацию с коронавирусной инфекцией, оказываем услуги.

Предприниматель предлагает услуги уборки помещений полного цикла — от пола до окон, а промышленные альпинисты осуществляют очистку окон в высотных зданиях. Спектр услуг широк, развиваться можно в любом направлении, тем более что полный комплект современного оборудования и инвентарь на все виды услуг позволяют это сделать. 

— Уже наработана база клиентов, а долгосрочные договоры на обслуживание с ежемесячными оплатами помогли нам в период пандемии переключить внимание при организации бизнеса на улучшение сервиса. Работает сайт и рекламные кампании в интернете, предлагается гибкая система скидок, — вводит в курс дела Андрей.

— Для организации этого дела обязательно ли арендовать офис? — уточняю у бизнесмена.

— Нет, можно организовать работу по принципу доставки услуг, только нужна площадка, где заказчики могли бы оставлять заявки. Сейчас в штате работает 18 человек. Сотрудники компании — опытные профессионалы, готовые осуществить уборку жилых помещений, промышленных площадей, офисов, салонов автомобилей. У нас работают только проверенные и прошедшие внутреннее обучение исполнители. Сотрудники ежедневно проходят контроль состояния здоровья, работают только в масках и перчатках, обрабатывают и дезинфицируют свою одежду после каждой уборки.

Предприниматель наблюдает, что данные услуги сейчас востребованы и эту сферу ждет настоящий расцвет:

— Где-то мы потеряли прибыль из-за временного закрытия некоторых заведений, но, развиваясь, мы постепенно открывали сопутствующие направления в сфере клининговых решений. Особенно популярна в период пандемии услуга профилактической санитарной дезинфекции средствами с моющим эффектом и противовирусная обработка всех поверхностей (в частности, мытье и дезинфекция подъездов, химчистка помещений кафе и ресторанов и т.д.). В эпидемиологической ситуации это один из наиболее эффективных методов борьбы с возбудителями инфекции.

— А как вам сама идея покупать бизнес во время спада экономической активности? 

— Нужно уметь подстраиваться под ситуацию. С рынка уходят предприниматели, которые не думали о развитии бизнеса. Мы эффективно работаем, несмотря на кризисные явления в экономике, благодаря жесткому контролю за каждым бизнес-процессом и активному продвижению в интернете.

МНЕНИЕ

Алесь Герасименко, заместитель директора Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского (БСПН): 


— По общему правилу в трудные экономические времена активы дешевеют. Поэтому сейчас сделки по купле-продаже готового бизнеса в основном проходят с дисконтом. Для многих это вынужденные «распродажи» в стремлении рассчитаться с кредиторами. Впрочем, для некоторых бизнесменов влияние пандемии COVID-19 — это еще и шанс упрочить позиции, переделить рынок в свою пользу. Кто-то покупает конкурентов, кто-то хочет расширить виды деятельности. Для таких инвесторов сейчас достаточно подходящее время. Периоды экономического роста и падения цикличны. За нынешним спадом, несомненно, последует волна роста, тем более что первопричиной текущих трудностей стали даже не экономические факторы. Следовательно, на мой взгляд, не стоит рассматривать пандемию как некую фатальную помеху для тех, кто реализует на белорусском рынке долгосрочные стратегии развития. Иное дело, что бизнесу нужны здравые меры господдержки. Первый пакет мер утвержден, и сейчас мы мониторим ситуацию, чтобы оценить его результативность.

КОМПЕТЕНТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

В ходе рабочей встречи с представителями бизнес-союзов министр экономики Александр Червяков обсудил ситуацию в туристической отрасли и в ресторанном бизнесе и обратил внимание на практический аспект реализации господдержки предпринимателей в рамках указов Президента № 143 «О поддержке экономики» и № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан». Министр отметил:

— В облисполкомы и Мингорисполком поступило около 5,7 тысячи обращений субъектов хозяйствования по предоставлению различного рода мер поддержки по Указу № 143. Более 2,5 тысячи из них удовлетворено. И работа в этом направлении продолжается. Областные Советы депутатов в 2 раза снизили ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей на второй и третий кварталы. Более 340 субъектов хозяйствования получило льготу по налогу на недвижимость на сумму 3,7 млн рублей. Из них 70 процентов — частный бизнес. Отсрочки, рассрочки и налоговые кредиты на сумму около 5 млн рублей предоставлены 217 организациям. Причем 85 процентов — это также частный бизнес. Арендаторы торговых площадей, которые находятся в частной собственности, по итогам проведенной обл­исполкомами работы также сообщают о снижении арендной платы и предоставлении отсрочек.

shimuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter