Куплю кота в мешке

Иногда мы вынуждены покупать товар вслепую, поскольку продавцы ничего не могут о нем рассказать
Иногда мы вынуждены покупать товар вслепую, поскольку продавцы ничего не могут о нем рассказать

В поисках белил для потолка я обошла недавно с десяток хозяйственных магазинов Могилева. Товар оказался дефицитным, а на мой вопрос «Что вы можете предложить взамен?» одни продавцы пожимали плечами, другие бросали равнодушное: «Смотрите сами, весь товар перед вами, мы его не прячем». Ценная информация, ничего не скажешь... Пришлось купить мел. О том, можно ли им белить потолки, а если да, то в какой пропорции разводить порошок, холодной или теплой водой, на упаковке написано не было. Правда, продавец «проконсультировала»: «Люди всю жизнь потолки мелом белят, и они белые. А разводят на глаз!» После ремонта потолки в квартире приобрели подозрительный землисто–серый оттенок, что лично меня очень огорчило. «Это они такие страшные пока мокрые, высохнут — побелеют», — попытался успокоить супруг. Скоро мы оба поняли: чтобы они побелели, их придется белить заново.

Кстати, простейший вопрос: «Чем лучше наносить побелку, кистью или валиком?» тоже ставил продавцов в тупик. Они отвечали: «Без разницы». Или советовали на всякий случай взять и то, и другое. Либо вообще заявляли, что не могут знать все на свете.

С тем, что работник торговли, по сути, ничего не знает о товаре, который продает, лично я сталкиваюсь не так уж редко. Продавец Минского рынка в Могилеве долго вспоминала, откуда «родом» ее сыр, и, видимо, отчаявшись, выдала: «Да какая вам разница. Кажется, из Могилевской области. Хороший сыр, свежий, только привезли». На ценнике, который она все же вывесила минут через 10, значилось: «г. Береза»... Продавцы Виленского рынка понятия не имели, что означает маркировка Х или ХL, и настойчиво рекомендовали «прикинуть вещь на глаз». Не знал, где произведен чудный детский «плюшевый» костюмчик, и продавец привокзального рынка. Божился, что за товаром хозяин ездит в Польшу. Ни бирки, ни этикетки на товаре не было. Однако, перебрав с десяток костюмчиков (друг от друга они отличались только по цвету), на одном я обнаружила–таки этикетку с надписью «Made in Сhina»...

«Какие чипсы Pringles у вас есть?» — спрашиваю на днях у киоскера, а в ответ слышу: «Красные, желтые и зеленые...». Не знаю, как другие покупатели, но лично я продукты выбираю не по цвету упаковки, о чем не поленилась сообщить продавцу. «Откуда я знаю, какие из них с паприкой, а какие со сметаной, — возмутилась дама в окошке. — На них по–русски ничего не написано!»

На днях я ходила покупать в подарок коллеге компьютерную игру. На просьбу помочь выбрать продавец — барышня лет двадцати, — не отрываясь от стула, изрекла: «А фиг его знает, какая из них лучше, я в них не разбираюсь!» Игру я все же купила. Судя по информации на обложке, это было именно то, о чем мечтал коллега. И в самом деле подарок ему пришелся по душе. Правда, уже через несколько минут радость сменилась огорчением. Игра–то началась, хотя и довольно медленно. Но оказалось, для того, чтобы пройти все уровни, нужно докупить еще 3 компакт–диска. На обложке об этом не было ни слова. «Что вы от меня хотите, я ее не делала, продаю то, что мне хозяин привозит», — ничуть не смутилась продавец, нехотя возвращая мне (и на том спасибо) деньги.

...Между тем, согласитесь, обслуживание покупателя — дело тонкое. Здесь важно не только знание товара, но и умение услужить клиенту. Продавец должен быть общительным и вместе с тем ненавязчивым. И это не только в идеале и в наших покупательских мечтах, но и в законе прописано. «Продавец обязан по требованию покупателя предоставлять ему всю необходимую и достоверную информацию о товаре, — комментирует начальник управления торговли Могилевского горисполкома Игорь Лагойко. — Информация эта должна включать наименование товара, страны–изготовителя, фирмы–изготовителя, основное или функциональное предназначение товара или область его применения, правила и условия безопасного хранения, основные потребительские свойства и прочее».

Председатель Могилевской городской организации защиты потребителей Василий Черный к этому добавляет: «5–я статья Закона «О защите прав потребителей» гласит, что продавец обязан своевременно предоставлять покупателю информацию о товарах, работах, услугах. Он должен быть консультантом, а не стоять за прилавком как истукан. Если он ничего не знает о товаре, это говорит о его профнепригодности, так что не поленитесь оставить запись об этом в книге замечаний и предложений. Если же из–за некомпетентности продавца, который ввел вас в заблуждение, вы приобрели некачественный товар, можете обращаться в суд».

Но чаще всего самым большим наказанием для «немых» продавцов становится наш стихийный бойкот их прилавков. Ведь выбор, по крайней мере в городах, у покупателя нынче есть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter