Куплет из бабушкиной песни

Станет ли белорусский фольклор памятником всемирного культурного наследия?
Станет ли белорусский фольклор памятником всемирного культурного наследия?

Будем откровенны: фольклор современный горожанин недолюбливает. Ценить и понимать не умеет. Культивируя и пропагандируя народную культуру, переборщили в свое время: для многих это уже не «живая душа народа», а самодеятельность, забивающая «дырку» в телевизионном или радиоэфире. Такой вот обидный стереотип. Тем более обидный, что случись какая конференция международная, только и слышишь от иностранных гостей восторги по поводу чистоты, незамутненности этой народной криницы. Специалисты считают наш фольклор явлением европейского масштаба. Сами же мы в большинстве своем пиетета к нему не испытываем. Корни истончились — уже не питают.

— Безусловно, фольклор — памятник духовной культуры. И он живет только тогда, когда востребован, — говорит директор Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Александр Локотко. — Проблема не только в том, что носителей этой самой культуры остается все меньше. Вопрос в том, как мы все это осмысливаем, используем. Ведь чего греха таить: нередко те, кто работает с фольклором на местах, имеют низкую квалификацию. Отсюда и искажения, даже утраты. Порой становится обидно: посмотрите, насколько эффективно законодательство в области охраны материального историко–культурного наследия. Начиная от инспекторов по охране памятников и заканчивая объединениями неравнодушной общественности. А приходилось вам видеть общество охраны фольклора? Нематериальное культурное наследие — материя куда более зыбкая, чем, скажем, памятник архитектуры. Утратить ее куда легче, восстановить — невозможно. На мой взгляд, давно пора предпринять некие законодательные шаги, быть может, разработать специальную программу по сохранению нематериальных ценностей. Во многих университетах есть кафедры фольклора с собственными коллекциями, музеями; приличное собрание обрядов сформировал и «Белвидеоцентр». Но все разрозненно, существует как бы само по себе. А ведь это важно: и с точки зрения самосохранения народа, и для самоидентификации государства. Белорусский фольклор — собрание уникальных памятников. Он достоин включения в список всемирного культурного наследия человечества. Думаю, нам пора всерьез заняться этим вопросом.

Не хочется говорить банальное, но если нет востребованности, едва ли это можно изменить силой закона. Но не пора ли посмотреть по сторонам? Ведь многие страны уже проходили подобное. В Латвии, к примеру, еще в советские времена, учителя с учениками каждые каникулы обязательно отправлялись в «вандроўкi» по хуторам. Зайдут к одному хозяину — там их яблоками из сада угостят. О традициях семьи расскажут. В другой — сыра попробуют, попоют старые песни с хозяйкой. В третьем — медку попробуют, о приметах поговорят. И для городского ребенка фольклор уже кажется естественным, не чужеродным. Таким образом, между прочим, решили проблему сохранения фольклора и в Финляндии, Норвегии, Швеции и Дании.

Впрочем, от общих лозунгов мы все–таки переходим к конкретике: на днях на заседании научно–методической рады по вопросам историко–культурного наследия при Министерстве культуры было принято любопытное решение. Статус духовной ценности был придан аутентичному фольклорному обряду деревни Казацкие Болсуны на Ветковщине. Немного, если учесть, что это всего лишь второй фольклорный обряд в списке историко–культурных ценностей. Но большое ведь всегда начинается с малого.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter