Нововведение: подарочный сертификат теперь можно отоваривать по частям

Купиться на бумажку

В Беларуси с этого года урегулировали вопросы покупки-продажи подарочных сертификатов. Новые правила действуют уже несколько месяцев, но все ли потребители и продавцы знают о них? И все ли их соблюдают? Накануне Дня потребителя корреспондент «Р» попыталась разобраться, не станет ли сертификат подарком с подвохом. 

Корреспондент «Р»  проверила три подарочных сертификата — новые правила соблюдают не все
Фото Алексея СТОЛЯРОВА

Удобный вариант 

Недавно обсуждали с подругой тему подарков: ее сын ходит в один из столичных детских садов, а там (как и, наверное, в любом саду в стране) принято что-то дарить на 8 Марта. Найти вариант, который понравился бы всем родителям, практически невозможно. Дарить стандартные и чаще всего не очень нужные подарки (посуду, свечки или статуэтки) не хотелось, а приносить деньги не слишком красиво. В итоге нашли вариант, который устроил практически всех, — сертификат в один из крупных универсальных магазинов: и не наличные, и возможность выбрать что-то нужное. 

Подарочные сертификаты в таких случаях действительно становятся палочкой-выручалочкой. Главное — не презентовать с ними кучу проблем человеку, который ими воспользуется. А для этого важно знать свои права, подчеркивает начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик:

— В декабре прошлого года вступил в силу обновленный Закон «О защите прав потребителей». В том числе там появилась норма, которая касается подарочных сертификатов. Раньше этот вопрос не регулировался законом, хотя практика выпуска таких сертификатов у нас в стране есть давно. К сожалению, не все организации вели себя добросовестно, и к нам поступали жалобы от потребителей. Чтобы исключить нарушения их прав и не обременять их судебными разбирательствами, и было принято решение четко определить правила «игры».

Знать свои права

Представители министерства совместно с бизнесом и общественными организациями разработали положение, в котором определен порядок выпуска, реализации и отоваривания подарочных сертификатов. Это положение утверждено постановлением Правительства. 

— Первое, что нужно сделать потребителю, — внимательно изучить сам сертификат. На нем должна быть размещена вся необходимая информация. Обязательно должно быть прописано название компании, которая выпустила сертификат. Если организация не оказывает самостоятельно услуги и не продает товары, то должен быть указан список мест, где можно отоварить сертификат, или ссылка на источник, в котором содержится эта информация. Кроме того, обязательно прописывается срок действия сертификата. 

До изменения законодательства именно по срокам действия сертификатов было больше всего обращений. Зачастую недобросовестные компании не прописывали их четко. Еще одна уловка — дополнительные условия активации, которые тоже ясно не оговаривались. Например, чтобы получить купленный по подарочному сертификату билет на концерт, нужно было успеть в определенные сроки его активировать. А во время активации начинались сбои и проблемы с доступом на сайт реализатора. Замкнутый круг. Теперь выставлять такие дополнительные условия нельзя. 

Особое внимание стоит обращать на электронные сертификаты. Они имеют такую же силу, что и обычные, и на них распространяются те же правила. Если на подобном сертификате не хватает какой-то информации и реализатор не предоставляет ее даже по запросу — это признаки недобросовестного поведения. Чаще всего такие проблемы характерны для продажи товаров и услуг через социальные сети. Еще одна универсальная рекомендация от МАРТ: использовать белорусские сайты и интернет-магазины, потому что на них распространяется национальное законодательство, а найти их владельца не составляет труда. 

— На отношения, возникающие в связи с подарочными сертификатами, распространяются нормы закона о защите прав потребителей. И если потребитель видит, что его права нарушены, то имеет право отправить обращение. В первую очередь в администрацию района, гор- или райисполком, на территории которых был приобретен подарочный сертификат. Если результаты рассмотрения его не удовлетворили, можно обращаться в облисполком и в последующем — в МАРТ. Но сначала рекомендуем попробовать решить вопрос непосредственно с реализатором или продавцом сертификата. Добросовестный и клиентоориентированный продавец всегда сам заинтересован уладить конфликт мирным путем. 

Личный опыт

Есть в новых правилах одна норма, которую должен знать каждый потребитель: продавец теперь обязан предоставить клиенту возможность отоварить сертификат полностью. Раньше случалось, что покупатель приходил в магазин с сертификатом, но на нужную сумму просто не было товара. И тогда приходилось или брать что-то подороже и доплачивать, или покупать товар на меньшую сумму и сдачу оставлять продавцу. Теперь это исключено — сертификат можно отоваривать по частям. 

Новые правила уже действуют, но придерживаются ли их организации торговли? Этот момент я решила выяснить на собственном опыте и купила три сертификата. На 8 Марта женщинам обычно дарят косметику, белье или какие-то другие милые мелочи. Поэтому выбор первого сертификата пал на крупную сеть, которая продает косметику и бытовую химию; второй был куплен в сети, где продается белье. И, наконец, третий я приобрела в крупном столичном универсальном магазине, где можно купить все — от посуды и одежды до детских игрушек и косметики. 

Первое, что бросилось в глаза: только в одном магазине (косметики и бытовой химии) мне уже при покупке сертификата рассказали, что теперь можно не набирать товар сразу на всю сумму. Мелочь, но приятно. В общем-то, и с покупкой товара здесь не возникло проблем. Девушка на кассе лишь уточнила, не хочу ли я взять что-то еще, чтобы использовать весь сертификат сразу. Получив отрицательный ответ, улыбнулась, пробила мои покупки и пожелала хорошего дня. 

В универмаге вопросов тоже не возникло. Там даже заботливо показали, где на чеке можно посмотреть остаток по сертификату, и напомнили, когда он у меня истекает. 

А вот в магазине сети, которая занимается продажей белья, вопросы появились. Продавец растерялась и несколько раз переспросила, не хочу ли я взять что-то еще, чтобы набрать нужную сумму. Когда я отказалась, ей пришлось признаться, что отоваривать сертификат по частям в этом магазине нельзя. Пока нельзя. Да, они слышали о новых правилах и у них даже были конфликты с клиентами по этому поводу. Но без внутреннего положения, которое бы распространялось на всю сеть, они не могут предоставить такой возможности. Когда это положение появится — неизвестно, но, видимо, не в ближайшие дни. 

Кстати, в МАРТ обращают внимание, что такие внутренние положения не должны противоречить законодательству. При этом компания может предоставить по своим сертификатам возможность получения сдачи или возврата денег (эти моменты обсуждали, но не закрепили законодательно, предоставив продавцам возможность самостоятельно решать этот вопрос). Такие нормы никак не ухудшают положение потребителя, а скорее наоборот. И они могут быть инструментом для формирования лояльности клиентов. 

mich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter