Купить, чтобы... перепродать

ЛЕТ десять назад на шоссе, ведущем к пункту пропуска «Варшавский мост» на выезде из Бреста, стояли километровые очереди автомобилей. Толпы выезжающих в соседнюю Польшу «челноков» с громоздкими сумками штурмовали двери ныне не существующего стеклянного зала на Брестском железнодорожном вокзале. Сигареты, спирт и другие товары вывозили в соседнюю страну тоннами. Пригородные поезда были переполнены пассажирами, большая часть из которых ехала в Брест, чтобы потом выехать за кордон.

Кто-то постоянно крутится у границы, создавая на ней очереди и зарабатывая сомнительным бизнесом только для себя, ни копейки не платя налогов...

ЛЕТ десять назад на шоссе, ведущем к пункту пропуска «Варшавский мост» на выезде из Бреста, стояли километровые очереди автомобилей. Толпы выезжающих в соседнюю Польшу «челноков» с громоздкими сумками штурмовали двери ныне не существующего стеклянного зала на Брестском железнодорожном вокзале. Сигареты, спирт и другие товары вывозили в соседнюю страну тоннами. Пригородные поезда были переполнены пассажирами, большая часть из которых ехала в Брест, чтобы потом выехать за кордон.

Однажды в вагоне пришлось наблюдать необычную картину: из-под куртки женщины стал выливаться… спирт. «Ой, девочки, авария!» — сказала взволнованно она едущим по соседству подружкам по бизнесу и побежала в тамбур выбрасывать лопнувший полиэтиленовый пакет. В памяти остался и другой случай. В дизель-поезде Ковель—Брест кто-то нечаянно чиркнул спичкой, и переполненный баулами со спиртом и сигаретами вагон вспыхнул как свечка. Он сгорел за считанные минуты, в огне погибла одна пассажирка.

Сейчас на пункте пропуска «Варшавский мост» таких бесконечно длинных очередей автотранспорта нет. Когда мы здесь были, на выезд из Беларуси в Польшу ожидали оформления около тридцати автомобилей. Очередь продвигалась достаточно быстро. Кто-то ехал к родственникам, кто-то — по служебным делам или в турпоездку, но были и те, кто вез в соседнюю страну спиртное и сигареты (в рамках установленных норм, как объясняли хозяева товара), ехал за покупками.

К выходным поток транспорта на выезд и въезд возрастает, порой даже очень значительно. Кстати, это характерно не только для польского направления, но и украинского. На пункте пропуска «Мокраны», например, вечером 15 сентября со стороны Украины в очереди стояло около ста автомобилей.

— Да это еще нормально, — поделился впечатлениями от пересечения границы житель Брестского района Василий М. — Очередь продвигается достаточно быстро, таможенники как с украинской, так и с нашей стороны работают слаженно.

Наш собеседник рассказал, что в соседнюю страну ездил за покупками. Некоторые вещи, особенно одежда, там дешевле. «Затоваривался мужчина в основном для своей семьи. По его словам, раньше он ездил и в Польшу, но теперь предпочитает ограничиваться лишь украинским направлением, да и то бывает там не часто. Впрочем, среди его знакомых есть такие, кто посещает украинские торговые точки с завидным постоянством и возит товар, чтобы после его перепродать.

Выходные дни — довольно оживленная пора и на Брестском железнодорожном вокзале, где, кстати, сейчас идет масштабная реконструкция. Перрон, с которого в западном направлении отправляются пассажирские поезда, со всех сторон обнесен строительными ограждениями. Впрочем, и таможенникам, и пограничникам, и работникам железной дороги это не мешает работать в штатном режиме.

…В зале, где пассажиры проходят паспортный контроль, посадка на поезд, следующий в сторону Варшавы, заканчивалась. Тех, кто ехал в Польшу с товаром или за покупками, были единицы. В скором времени за границу должен был отправиться пассажирский поезд Брест—Тересполь. Попасть на него будет куда больше желающих, рассказали пассажиры, ожидающие, когда настанет время посадки. Пообщаться с журналистом захотели немногие. Например, брестчанку, которая одна воспитывает двух сыновей, выезжать в Польшу в среднем раз в две недели вынуждает небольшая зарплата по основному месту работы. Вот и приходится провозить «допустимую норму» в ту сторону и возвращаться со стиральными порошками, шампунями, трикотажными изделиями, обувью обратно. Правда, нередко качество изделий хромает.

— Иностранным покупателям не всегда продают лучшее, — делится наблюдениями и опытом женщина. — И если даже быть предельно внимательным, то все равно того, что находится под яркой упаковкой, не увидишь.

В выходные дни желающих выехать на поезде в Польшу на Брестском железнодорожном вокзале иногда бывает столько, что из-за не успевающих с оформлением документов и проходящих таможенный контроль пассажиров поезда нередко отправляются с задержками. В приграничном регионе всегда найдутся люди, которые предпочтут пополнять свой личный или семейный бюджет таким способом, говорят те, кто занимается «челночным» бизнесом.

Но есть ведь и другая сторона медали. Получая прибыль, они, как говорится, ни копейки не отчисляют с нее подоходного налога, не тратятся на иные выплаты, как делают это большинство их соотечественников. И тем не менее имеют от государства бесплатную медицинскую помощь и другие социальные гарантии. Когда затрагиваешь эту тему, обычно слышишь в ответ: «Вы бы только знали, как нам тяжело!»

На недавней пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов, начальник Брестской таможни Леонид Досов сказал, что с начала текущего года сотрудники возглавляемой им службы оформили пять с половиной миллионов физических лиц, около полутора миллионов легковых и 370 тысяч грузовых транспортных средств, 385 тысяч железнодорожных вагонов. То есть пересечение государственной границы идет в обычном, оживленном ритме. Нарушители законодательства, кстати, тоже не дремлют. При проведении операций таможенного контроля сотрудники Брестской таможни выявили 2718 правонарушений, возбудили 20 уголовных дел. По разным причинам изъято, задержано и арестовано 208 транспортных средств, почти треть из которых конфискована. Эти цифры свидетельствуют о том, что далеко не всегда при пересечении границы граждане соблюдают государственное законодательство, рассчитывая на то, что граница станет для них источником сверхприбыли. Реальность доказывает, что это обманчивый путь.

Александр КУРЕЦ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter