Купил метрополитен два поезда…

... и что потом из этого получилось

ТКДУП «Минский метрополитен» на основании контракта, заключенного 12 мая 2005 года, приобрело у российского ЗАО «Метровагонмаш» восемь вагонов. Они представляли собой два электропоезда метро, по четыре вагона в каждом. Данные вагоны прибыли на станцию Минск-Сортировочная в адрес покупателя 26 мая 2005 года. Сей факт подтверждается железнодорожной накладной.

Вскоре после этого, летом прошлого года, ИМНС по Московскому району г. Минска проводила на этом транспортном предприятии  проверку отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства. Ее представители пришли к выводу, что ТКДУП «Минский метрополитен» в нарушение Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» несвоевременно приняло на учет эти самые восемь вагонов, на приобретение которых понадобилось 717 728 500 белорусских рублей. Налоговики заключили, что это привело к неуплате НДС по сроку уплаты 20 июня 2005 года в сумме 1 389 111 336 рублей. Также они решили, что «Минский метрополитен» занизил налогооблагаемую базу для исчисления  НДС по товарам из Российской Федерации, что привело к неуплате налога на добавленную стоимость в сумме 108 000 российских рублей. 

По результатам проверки налоговый орган вынес решение о допричислении предприятием к уплате налогов и пени, а также о применении к нему экономических санкций. Общая сумма налогов и пени, на которую следовало раскошелиться, составила почти 57 миллионов, а экономические санкции — более 555 миллионов белорусских рублей. Согласитесь, кругленькая сумма даже для стабильно работающего предприятия. 

ТКДУП «Минский метрополитен» не согласилось с таким решением районной ИМНС  и попыталось его отменить. Специалисты предприятия подготовили жалобу, но ИМНС по г. Минску оставила ее без удовлетворения. Пришлось после этого метрополитеновцам за защитой своих интересов обращаться  в Хозяйственный суд г. Минска. В ходе судебного заседания заявитель доказывал, что вагоны могли быть приняты им на учет только в июне 2005 года, а обязанность уплатить НДС возникла по сроку 20 июня 2005 года. В связи с тем что именно в этот день «Минский метрополитен» подал в налоговый орган заявление об уплате и этот налог уплачен 7 июня минувшего года, его представители просили суд признать недействительными выводы налоговой инспекции. Суд нашел, что эти требования подлежат удовлетворению. 

Почему же? 

Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» предписано: факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции. Хозяйственные операции фиксируются в бухгалтерском учете на дату их совершения и отражаются в бухгалтерской отчетности в тех периодах, к которым относятся. А согласно Инструкции по заполнению товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 14 мая 2001 года  № 53, товарно-материальные ценности, поступающие из-за пределов нашей страны, оприходуются на основании документов, выписанных грузоотправителем. Оприходование таких документов осуществляется  на основании железнодорожной накладной, выписанной иностранным грузоотправителем, с приложением товарной накладной, счет-фактуры, сертификата о происхождении товара, иных документов, предусмотренных контрактом. Совершение хозяйственной операции определяется моментом принятия вагонов покупателем (заявителем). 

В соответствии с п. 3.1 контракта в порядке, определенном соответствующими инструкциями, была произведена приемка вагонов по количеству и комплектации, о чем составлен акт от 1 июня 2005 года. 

Вагоны приобретены «Минским метрополитеном» в качестве основных средств. В тот же день 1 июня 2005 года в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь №183 от 26 декабря 2003 года, вагоны отражены в бухгалтерском учете (кредит счета 002, дебет счета 08) как товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, что подтверждается расшифровкой счета, приобщенной к материалам дела. 

27 июня 2005 года вагоны введены в эксплуатацию, что подтверждается соответствующими актами. В этот же день они отражены по дебету счета 01 как основные средства (кредит счета 08 вложения во внеоборотные активы). 

Таким образом, отражение хозяйственной операции в бухгалтерском учете произведено ТКДУП «Минский метрополитен» в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» и Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств. 

Согласно п.1 ст.17 Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость», налоговым периодом признается календарный месяц. Выходит, с учетом порядка уплаты НДС, установленного п.п. 92, 94 Инструкции о порядке начисления и уплаты налога на добавленную стоимость № 16 от 31 января 2004 года, обязанность по уплате НДС возникла у ТКДУП «Минский метрополитен» по сроку 20 июля 2005 года. Именно по этому сроку транспортное предприятие уплатило 1 360 069 416 рублей НДС. При расчете НДС, правда, как установил суд, был ошибочно принят курс российского рубля на 27 июня 2005 года за 74,93 белорусского рубля, в то время как подлежал применению курс российского рубля на 1 июля 2005 года 76,22 белорусского рубля за 1 российский рубль. Следовательно, заявитель недоплатил НДС в сумме 23 523 048 рублей, а в целом получается, что  допричислено к уплате необоснованно 5 734 872 рубля налога на добавленную стоимость, а также 27 280 644 рубля   пени. 

Согласно акту налоговой проверки от 19 августа 2005 года, предписание на ее проведение № 2860 выдано 4 августа прошлого года, то есть после уплаты заявителем 1 360 069 416 рублей НДС. С учетом этого и в соответствии с п. 1.8 Указа Президента Республики Беларусь № 36 от 22 января 2004 года, суд пришел к выводу, что необоснованно начислены к уплате экономические санкции в сумме 546 278 515 рублей, а значит, требования заявителя о признании недействительным решения ИМНС по Московскому района г. Минска № 1945  являются обоснованными. Кроме того, решением суда с этой районной инспекции в пользу ТКДУП «Минский метрополитен» взыскано 580 000 рублей расходов по госпошлине. 

Это решение обжаловалось ответчиком, но как апелляционная, так и кассационная коллегия Высшего хозяйственного суда оставили его без изменения. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter