Купи — не прогадай

За год к защитникам потребителей поступило 25.000 обращений

Юридическую безграмотность покупателя ликвидируют уже со школьной скамьи

Всемирный день прав потребителей, который отмечается в мире 15 марта, в Беларуси введен Указом Президента в 2000 году.

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» впервые был принят 17 лет назад. Но время внесло свои коррективы, и деятельность любой потребительской организации регулируется новой, уже третьей редакцией этого закона, принятой 16 января 2009 года. Еще в аналогичном документе 2002 года, кроме основных прав на информацию о качестве товаров и услуг, юридическую и общественную защиту, на безопасность, свободный выбор товаров, добавилось новое и важное право — на просвещение в этой области. Вот уже больше десятка лет в 35 средних школах Белорусское общество защиты прав потребителей ведет спецкурс по основам потребительских знаний. Сейчас им охвачено более 100 учебных заведений. Не так много, как хотелось бы. Но начало положено. Однако в стороне пока остается взрослое население, которое, являясь главным покупателем, во многом юридически безграмотно. Стоит отметить еще одну особенность закона. Теперь уже органы власти на местах могут и обязаны оказывать потребителям юридическую помощь. Причем бесплатно. Для этого при исполкомах любого уровня должны работать уполномоченные, а то и отделы по защите прав потребителей.

По данным Минторга, в последнее время ежегодно ведомство и уполномоченные местные исполнительные и распорядительные органы рассматривают более 10 тысяч обращений граждан, проводят порядка 2,5—3 тысяч проверок и выявляют более тысячи нарушений. В результате этой работы потребителям возвращается до Br 150 млн. материального ущерба, в доход государства взыскивается штрафов на сумму более Br 25 млн.

И все равно потребитель прежде всего будет искать защиты в общественных объединениях — основной поток жалоб приходится именно на них. В исполкомах этим занимаются специалисты отделов торговли, но на общественных началах. 70 % жалоб рассматриваются здесь не доходя до судов. По решениям последних БОЗПП ежегодно взыскивает сотни миллионов рублей материального и морального ущерба. При этом количество обращений в структуры БОЗПП растет. Так, только за 2010 год их стало свыше 25 тысяч.

По мнению начальника Управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ирины Барышниковой и председателя БОЗПП Анны Суши, белорусский потребитель сегодня достаточно защищен на законодательном уровне. Но в первую очередь самим людям необходимо быть ответственными за свои поступки. Ведь защита потребителя — обязанность прежде всего самого потребителя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter