Как я чуть не потерял 100 тысяч долларов

Купи кочергу

Первая мысль была такой: «Нет, ребята, так не бывает. Это какой-то обман, рассчитанный на привлечение людей недалеких». Но потом я все-таки решил проверить. Записал телефон из рекламы в вагоне метро, которая больше походила на приглашение к совместному сеансу черной магии, и позвонил, чтобы договориться о встрече. И вот тут началось самое интересное.


Мужской голос на том конце ответил, что будет очень рад рассказать мне обо всех тонкостях своего предложения, но поинтересовался: в самом ли деле я готов вложить деньги. Я соврал, что готов, иначе бы не звонил. Голос тут же стал довольным. Договорились встретиться через час.

Пока было время, попытался найти хоть какую-то информацию о компании, которая так заманчиво предлагала 100% годовых дохода при инвестировании в некую «инновационную бизнес-модель». Оказалось, что когда-то у директора фирмы была компания в Москве, но уже давно она ликвидирована. Причины закрытия, правда, не указывались. Еще интереснее, что нынешняя фирма, так активно заманивающая инвесторов, уже тоже в процессе ликвидации из-за «неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд». В общем, встреча обещала быть необычной.

Актер я — так себе. Сыграть человека, готового вложить все свои кровные в некую аферу так, чтобы тот, кто ее затеял, полностью в это поверил, вряд ли могу. Поэтому пришлось просто напустить на себя побольше важности и все же попытаться выглядеть как инвестор, у которого есть деньги и который страстно хочет, чтобы их стало еще больше. Ведь компания собиралась взять у меня в долг ни много ни мало — 100 тысяч долларов под огромный процент.

Но все эти приготовления оказались ненужными. «Офис» находился в обычной квартире в центре города. Меня встретил мужчина в очках, одетый в джинсы и хлопковую рубашку. На босых ногах — уютные домашние тапочки. Волосы уже с сединой. Он проводил меня в большую темную комнату, где висел десяток мониторов, а на длинном столе пафосно стояли огромные круглые вазы с какими-то разноцветными бочонками, как в лото.

Разумеется, сразу же стал расспрашивать о подробностях предложения. Оказалось, что мои деньги хотят, по сути дела, пустить на воздух. Никакого предприятия никто открывать не собирался. Мне показали несколько патентов на «уникальную технологию» производства каких-то строительных элементов из мусора, которые почему-то будут делать другие партнеры.

Зарабатывать «бизнесмены» решили на странной онлайн-игре, которая, действительно как в лото, позволяла разыгрывать между клиентами коды, за которые те получали определенное количество внутренней «валюты компании». Причем эмиссия ничем не ограничена — выпускай их хоть миллион.

Когда-нибудь эти бумажки можно будет конвертировать в реальные деньги, но когда именно случится это радостное событие, мне глава компании ответить не смог.

Расписывалось все очень красиво. В речи мелькали слова «амбициозный», «инновационный», «уникальный» — все это должно было, по всей видимости, произвести на клиента неизгладимое впечатление. И окончательно добить меня собирались тем, что «задачей бизнес-проекта является построение за 5—7 лет международной публичной компании с рыночной капитализацией в 10 миллиардов долларов США и даже выше»…

Каюсь, не удержался. Именно в этот момент я спросил, почему компания находится в стадии ликвидации. Такое чувство, что ведро ледяной воды с кубиками льда на голову человеку вылил. После легкого шока «бизнесмен» заявил мне, что об этом думать не стоит. Это всего лишь уловка — для того, чтобы перерегистрировать фирму на другой адрес.

Допустим, в это я поверил. Но все-таки поинтересовался: какие гарантии мне могут дать, что я получу свои деньги назад. Это было самым гениальным из всей бизнес-модели — мне предлагали отдать деньги под залог той самой квартиры, в которой мы разговаривали. Здесь я чуть не поперхнулся и понял, что говорить больше не о чем.

И все же после того, как я вышел на улицу, меня преследовала мысль, что, возможно, я просто чего-то не понимаю в бизнесе и выгодных предложениях. Не знаю. По-моему, всякий раз, когда вкладчикам предлагали такие бешеные доходы от вложенных денег, все заканчивалось уголовным делом и потерей многими доверившимися огромных сумм.

И еще. Осталось у меня после этого визита какое-то странное ощущение, что мне, как в том анекдоте, предлагают купить кирпич. Он тебе не нужен, но ты все равно купи. Нет, не кирпич — кочергу. Потому что фамилия директора фирмы в переводе с одного из славянских языков именно этот предмет и означает. Вам нужна кочерга? Лично мне нет.

kuletski@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter