Как выстроить эффективный диалог между бизнесом и государством

Купец и администратор: трудности перевода

Недавно «Либеральный клуб», пытаясь выяснить уровень взаимодействия государства и предпринимателей, провел исследование, опросил экспертов, выставил баллы, суммировал их… Оценка получилась 5,6 по десятибалльной шкале. Немного? Нет, очень даже приличный результат. Один из инициаторов исследования Никита Беляев сравнил его с территорией «предпринимательского рая» — Германией. Там коэффициент взаимодействия чиновников и предпринимателей приблизительно такой же. «Нигде нет совершенства», — вздохнул аналитик.


Фото: egisperiti.ru


Несомненно, оказаться на одной планке с одним из самых развитых государств очень лестно. Но рейтинги — не самоцель. Никита Беляев непрозрачно намекнул: экономика ФРГ достигла весьма приличных высот, там уже могут и успокоиться, а вот нам нужен рост. Поэтому и взаимодействие всех экономических и регулятивных сил надо поднимать выше среднеевропейского. Но как?

Исследователи хотя бы в общих чертах попытались определить барьеры для взаимопонимания. Вопросы есть и к госслужащим, и к бизнесу. Первые не всегда могут определить место предпринимательства в общественных интересах. Вторые не всегда проявляют достойную активность, в том числе и в лице предпринимательских союзов.

Депутат Валерий Бороденя заверил: рад бы слушать бизнес, но его «предложения звучат на эмоциональном уровне, не всегда экономически проработаны и обоснованы». Да и бизнес-то в стране разный, у каждого свои интересы. Иногда приходится наблюдать во время дискуссий бои «мамонтов» и «ящериц»: у крупных компаний одна позиция, у микрофирм — другая. И какой бизнес правильнее? Коллизия: перед государством-то и законом все равны. И чиновникам хоть разорвись: иной раз 2—3 отраслевые ассоциации присылают диаметрально противоположные предложения. «Но для всех быть хорошим не получится», — подвел философскую черту Валерий Бороденя. Аксиома экономики: ресурсы всегда ограниченны. И при их перераспределении кто-то теряет, кто-то находит. Главное, чтобы сальдо оказалось положительным. Сложность-то не в том, чтобы послушать бизнес. Время найти можно. А вот как нащупать баланс интересов общества и предпринимательства?

Последние инициативы показали: в целом государство готово к диалогу, но не пустому трепу. Юрисконсульт Ассоциации европейского бизнеса Мария Карась бизнес прямо предупредила: дискуссия — приличный кусок работы. Вспомнила про опыт Литвы: там чиновники широко и радостно распахнули объятия для предпринимателей, включили их во все звенья законотворческой цепочки и… стали больше отдыхать, переложив на них свои полномочия. Происходят накладки — ведомства отправляют к бизнесу: он нам так сделать подсказал. Просто критика — штука нужная и полезная. Но эффективная, когда бизнес не только крутит носом, а предлагает конкретные альтернативы. «В какой пункт законопроекта необходимо внести коррективы и с какой формулировкой», — именно в таком формате, по мнению Марии Карась, должны выглядеть достойные предложения.

Почему даже самые прогрессивные и образованные госслужащие с трудом находят общий язык даже с предельно патриотичными, порядочными и ответственными предпринимателями? Мешают профессиональные девиации. Государственному мужу приходится все взвешивать, иногда на аптечных весах: непродуманное решение способно одну отрасль поднять на высоту, но погрузить в болото другие предприятия или ударить по простым людям. Бизнесмены — народ деятельный, гибкий, склонный к риску, привычный к взлетам и падениям, к которым относятся философски, в отличие от большинства граждан.

Словом, испокон веков купец и администратор говорят на разных языках. В странах с давними буржуазными традициями «языковой» барьер разрушили с помощью GR-специалистов — профессиональных «толмачей» между бизнесом и властью. Они знают чаяния одних, стремления других, как ушлые переговорщики способны сблизить позиции сторон до общего счастливого знаменателя. Институт GR в Беларуси пока экзотическое явление. И законодательно он толком не прописан. Но поле для деятельности у таких специалистов поражает своей длиной и шириной. Правда, должен быть не просто спрос, а спрос платежеспособный. По идее, рождать его должна не власть, а бизнес. Инициатива сегодня на его стороне.


volchkovvv@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter