Мы побывали в единственном в России музее Янки Купалы

Купаловское прочтение

Иван Доминикович Луцевич — выдающийся поэт, драматург, публицист и общественный деятель, известен всему миру как Янка Купала. Во время Великой Отечественной войны он жил под Казанью, а 28 июня 1942 года писатель трагически погиб в командировке в Москве. Единственный в России мемориальный музей-квартира народного поэта весной отпразднует 45-летие: мы побывали в доме, который помнит шаги нашего классика.

Хлебное место


Казань, Татарстан. Музей-квартира народного поэта Беларуси находится в часе езды от города — в селе Печищи. По длинному мосту переезжаем широкую Волгу. Дом, где жил Янка Купала, расположен на обрывистом берегу. Здание, архитектурный памятник постройки 1895 года, сильно отличается от сельских частных домов. Бывшая паровая мельница торгового дома «Иван Оконишников и сыновья» сегодня — это трехэтажный дом из старого красного кирпича. Уже более столетия там находится Печищинский комбинат хлебопродуктов. На его территорию когда-то совершенно случайно попал Купала с женой.

История такая: когда началась война, Академию наук БССР эвакуировали в Казань. Поэт ехал на «Шевроле» отдельно от коллег и буквально застрял в длинной очереди на переправу через Волгу. 11 ноября 1941 года, в дождливую осеннюю ночь, на берегу скопилось множество транспорта. Янку Купалу увидел местный комендант, который сразу же узнал поэта и предложил проехать без очереди. Но тот отказался, потому что хотел дождаться своего часа, «как все».

Поэт остановился в Печищах — селе неподалеку. Директор хлебокомбината сам жил на его территории и пригласил Купалу к себе. Идея ему понравилась: в городе тогда было очень трудно найти жилье. Так Иван Луцевич и его супруга Владислава поселились в небольшой пустой квартирке. К слову, директор казанского универмага Каримов помог обустроить жилище и привез бывшую в употреблении, но неплохую мебель.

Римма Абызова: «Если раньше к нам приезжали 3 тысячи посетителей в год, то в 2018-­м в музее побывали 5 тысяч человек».

Говорят, поэт сразу влюбился в это живописное место — Печищи. И не удивительно: стою на берегу могучей Волги, и от красоты дух захватывает! Ветер треплет волосы, шумят деревья, речное течение приковывает взгляд. Мою идиллию с природой прерывает разговорчивый местный житель. Указывает на возвышенность и говорит:

— Туда сходите, место особенное. Там находилась любимая скамейка, на которой Янка Купала заседал часами и черпал вдохновение для своих произведений.

После небольшой экскурсии по берегу Волги попадаю к воротам того самого здания — последнего дома поэта. У двери установлена мемориальная доска: «В этом доме с 13 ноября 1941 года по 13 июня 1942 года жил народный поэт Беларуси Янка Купала». По винтовой лестнице поднимаюсь наверх. За деревянной дверью — крохотная квартирка поэта.

Счастливы вместе


Белорусский Пушкин, как его называют в России, последние месяцы перед смертью прожил именно здесь. Как потом признавалась его супруга Владислава Луцевич, это было счастливое время, хоть и шла страшная война. Счастливое — потому что они были рядом.

Над массивным письменным столом висит репродуктор. Любопытно, что всего в деревне тогда было две тарелки радиоприемника: одна размещалась на здании сельсовета, а вторая — в комнате писателя.

— Жили они достаточно скромно, — на пороге спальни поэта встречает Римма Абызова, заведующая музеем Янки Купалы, филиалом Национального музея Татарстана.

Осматриваюсь: кроме экспозиций с литографиями, документами, фотоснимками, в комнате хранится много личных вещей знаменитого поэта. Внимательно рассматриваю трость, чемодан, его книги, трубку и мешочек с махоркой, а также пиджак, рубашку, контейнер с медикаментами. В комнате сохранилась кровать Купалы, над ней — светлый абажур. Рядом стоят стул, этажерка, массивный письменный стол — над рабочим местом поэта висит репродуктор. Любопытно, что всего в деревне тогда было две тарелки радиоприемника: одна размещалась на здании сельсовета, а вторая — в комнате писателя. Под окнами у него всегда можно было встретить много народа — сельчане и рабочие хлебозавода туда стекались, чтобы послушать свежие сводки с фронта.



Сегодня музей — это мемориальная комната поэта, четыре экспозиционных зала, лекционно-выставочный зал. Римма Абызова продолжает экскурсию по дому и цитирует стихи Купалы. Останавливаемся возле очередной экспозиции, рассматриваем старые, пожелтевшие от времени фотокарточки. На одной — портрет Владиславы Францевны, на другой — изображение автомобиля писателя, на остальных видно, как выглядела эта квартира во времена ВОВ.

В комнате сохранилась кровать Купалы, рядом стоят стул и этажерка тех времен.

— Владислава Францевна быстро нашла общий язык с местными жителями, стала работать в местной школе, часто заменяла учителей, которые заболели. В основном супруга Купалы целыми днями находилась в Печищах, — рассказывает заведующая музеем. — Сам поэт много работал — писал антифашистские произведения. К тому же часто ездил по делам в Казань: встречался с писателями и коллегами из Академии наук. Летом добирался в город с помощью переправы, а зимой — на лыжах через Волгу. Смотрю с обрыва на реку: помнится, когда добирались до музея, ехали по мосту через Волгу минут десять, не меньше, — такая она широкая. Сколько времени поэт ее пересекал на лыжах? В голове не укладывается. Тем более в лютые морозы, которые свирепствовали в те времена зимой…

Кроме экспозиций с литографиями, документами, фотоснимками, в комнате хранится много личных вещей знаменитого поэта.

Уголок белорусской культуры


Небольшая квартирка близ Казани — последнее постоянное место жительства поэта. Именно оттуда в июне 1942 года он уехал в роковую поездку в Москву — отпраздновать в кругу писателей 60-летний юбилей. Жена не захотела ехать вместе с супругом и осталась в селе. 28 июня в Печищи ей пришла трагическая телеграмма о смерти мужа.

— После гибели супруга Владислава Францевна приезжала в квартиру в Печищи каждые пять лет. Так продолжалось до 1960 года, пока сама не скончалась. Именно она еще при жизни и предложила создать мемориальную комнату Купалы, — объясняет Римма Абызова. — Идея воплотилась в жизнь в мае 1975 года, а в 2003 году мемориальную комнату преобразовали в полноценный музей.

Говорят, поэт сразу влюбился в это живописное место — Печищи. И не удивительно:  на берегу могучей Волги от красоты дух захватывает!

Экскурсия плавно подходит к концу, и Римма Абызова амбициозно заявляет:

— В будущем мы хотим серьезно расширить композицию, занять еще один этаж этого исторического здания. Когда наша мечта осуществится, мы вас пригласим. Надеюсь, изменения произойдут уже к юбилею музея, этой весной.

Директор хлебокомбината сам жил на его территории и пригласил Купалу к себе.

Музей в Печищах уже давно повествует не только о жизни и творчестве выдающегося поэта — он стал настоящим уголком белорусской культуры в Татарстане. По словам заведующей музеем, к ним часто приезжают татарские школьники, студенты, туристы — любители классической литературы. Частые посетители — белорусские делегации. Кроме писателей и поклонников творчества Купалы, приезжают спортсмены и артисты. Многие известные люди, которые побывали в Печищах, потом рекомендуют посетить музей своим поклонникам. Так, например, недавно поступили солисты Белорусского государственного ансамбля «Песняры». Римма Абызова вспоминает:

— Если раньше к нам приезжали 3 тысячи посетителей в год, то в 2018 году в музее побывали 5 тысяч человек! После рекламы от «Песняров» гостей у нас стало еще больше.


На экскурсию в мемориальный музей-квартиру я приехала в составе группы белорусских и российских журналистов. Более 20 человек оказались в Татарстане во время пресс-тура на тему «Перспективы экономического и культурного сотрудничества Беларуси и Татарстана», который организовал Постоянный комитет Союзного государства совместно с Национальным пресс-центром Беларуси и МИА «Россия сегодня». Работники музея надеются, что после серии материалов моих коллег посетителей у них станет еще больше.


Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter